Маленькие рассказы о большой химии

Разделы: Химия, Начальная школа


С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

В бедах, свалившихся на человечество, виноваты люди, выпускники наших школ.

Нам, учителям, надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества.

Химическое образование в средней школе призвано заложить основы экологических знаний, способствовать выработке экологически грамотного, безопасного поведения. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность – свою и окружающих, чтобы предотвратить ущерб природе. необходимо формирование у школьника определённой системы взглядов и навыков, которые должны быть обеспечены содержанием базового курса химии.

Но состояние школьной химии нам хорошо известно: обилие задач и недостаток времени, плюс ко всему кризис памяти. Таблица умножения – это предел для среднего ученика. Говорить о знаках химических элементов, классификации, формулах веществ, характерных реакциях – просто не приходиться – они их не помнят.

Внедрение в школах ПК, использование возможностей Интернета, делает учёбу интересной, но для того чтобы ученик искал в компьютере полезную информацию, а не сидел часами в игре, его надо заинтересовать. В восьмом классе это делать уже поздно. Кроме того, в курсе химии 8 класса учитель физически не может научить видеть, задавать вопросы, искать на них ответы – ему бы программу пройти! Несколько часов практики на весь курс химии – это издевательство над школьной химией.

Один из способов решения этой проблемы я хочу предложить своим коллегам в этой статье. «Маленькие рассказы о большой Химии» – это программа изучения первичных химических знаний в начальной школе.

Созданы эта программа было в начале 90-х годов на основе американской программы «Хем Ком» и программы Н.Н. Романовой «Мамина кухня».

В ней не было экономических вопросов как в американской программе. Тогда мы и не думали об экономии вода (о счётчиках и не слышали). И было меньше науки (и меньше часов) как в гимназической программе Нелли Николаевны. Но свою программу я «обкатывала» на собственных детях и приспосабливала к их интересам и нуждам.

Упор был на практическое использование полученных знаний. С современной точки зрения, каждое занятие было маленькой проектной работой. Ребятам было интересно. Они и дома продолжали «химичить» Но времена изменились. Сначала перестали оплачивать занятия – всё происходило на моём энтузиазме. А затем изменение сетки часов поставило крест на наших занятиях – они в эту сетка не помещались.

Мои дети окончили школу, получили высшее образование, создали свои семьи. У меня растут внук и внучка.

Теперь школа изменилась, работать стало интересно.

Кружковая работа в начальной школе должна способствовать повышению интереса детей к учёбе. Почему бы не возродить мой опыт двадцатилетней давности?

Может быть кому-нибудь это поможет: заинтересованным учителям начальных классов. беспокойным преподавателям химии или продвинутым родителям. А почему бы и нет?!

Я представляю на ваш суд современный вариант, в котором широко используются современные технологии.

Начальная школа – это прекрасное время, когда дети смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Учить задавать вопросы их не надо – им и так всё интересно!

Важно, чтобы в этот момент рядом с ними будет внимательный взрослый, который или ответит на вопрос или, что намного полезнее, поможет найти ответ самому ребёнку.

  • В процессе изучения программы у ребёнка формируется целостная картина мира на основе личного опыта,
  • укрепляется уважительное отношение к старшим, как источнику полезной информации,
  • формируется теплое и заботливое отношение к семье и её членам,

Детям представляется широкая панорама природных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данной программы благодаря интеграции естественнонаучных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания. Таким образом, программа создаёт прочный фундамент для изучения естественных предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Большим плюсом данной программы являются педагогические принципы, на которых строится преподавание. Я использую главное, на мой взгляд, правило – учение с увлечением. Нельзя ребёнка чему-либо научить. Он должен учиться сам! А чтобы он учился – его надо заинтересовать. Всё просто!

А уж заинтересовать ребёнка химией не составит труда. Демонстрационные опыты, практические работы, создание учебных ситуаций, с элементами игры, в которых ребёнок вынужден действовать самостоятельно, домашние работы с родителями. Уроки, на которых ребёнок делает что-то своими руками, проявляя при этом свою сообразительность и смекалку. Так, играя, ребёнок постепенно усваивает основные химические понятия. Учится технике индивидуального химического эксперимента – более половины времени ребёнок работает с химическим оборудованием.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными науками, программа вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Программа помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы , воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения первоклассники овладевают основами практико-ориентированных знаний о веществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных знаний об окружающих веществах до знаний о нашей планете (круговороты веществ)

В основе методики преподавания программы «Маленькие рассказы о большой Химии» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:

  • Учащиеся изучают свойства веществ.
  • Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
  • Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
  • Моделирование объектов и явлений окружающего мира.
  • Совершают экскурсии и учебные прогулки,
  • Участвуют в практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
  • Привлекают к совместной работе своих родителей. Только при их непосредственном участии и заинтересованности возможно проведение домашних практических работ (Приложение 1)
  • .Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, дома на кухне, в саду и на огороде.
  • Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. (Приложение 2)

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) работа с лабораторным оборудованием;
2) знакомство с веществами и их свойствами;
3) практическое использование полученных знаний в повседневной жизни
4) моделирование экологических явлений с помощью проведения химических реакций
5) осуществление проектной деятельности в рамках программы

Программа «Маленькие рассказы о большой Химии» рассчитана на 1 час в неделю.

Всего 34 часа. (Приложение 3) Все часы разделены на четыре раздела:

  1. «Попробуем сами» – 10 часов. Работа с лабораторным оборудованием.
  2. «Мамина кухня» – 8–10 часов. Знакомство с веществами кухни и их свойствами.
  3. «Поглядим вокруг» – 10 часов. Знакомство с окружающими веществами.
  4. «А что из этого получиться?» – 4–6 часов. Экскурсии в природу.

Работа над проектами.

К концу изучения курса ученики должны знать

– вещество, тело;
– агрегатное состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное;
– молекула, атом, химический элемент;
– свойства веществ;
– смеси и чистые вещества;
– химические явления;
– правила техники безопасность

К концу изучения курса ученики должны уметь:

– работать с лабораторным оборудованием;
– разделять смеси;
– работать с индикаторами;
– описывать свойства веществ;
– узнавать вещества по их свойствам;
– использовать свойства веществ для получения реальных результатов.

Каждое занятие – это обязательно небольшая практическая работа, ответы на многочисленные «почему и как». Новый материал в виде красочной и яркой презентации. Физическая минутка в виде химической игры (Приложение 2)

Домашнее задание в виде практической работы с родителями. (Приложение 1)

Для полноценного сотрудничества с родителями каждый ученик получает карточку – инструкцию по выполнению домашней практической работы, которая заполняется с помощью родителей и сдаётся на следующем занятии учителю.

Удачно выполненная работа может стать основой для подготовки итогового исследовательского проекта для защиты в конце года.

При проведении занятий я часто использовала ребят старших классов: им было интересно, рос их авторитет в глазах малышей, и, конечно, усиливался собственный интерес к изучению химии. Да и малышам доставало удовольствие «терроризировать»

старшеклассников вопросами на законных основаниях.

Тематика занятий определятся во многом оборудованием школьной химической лаборатории, наличием реактивов и наглядных пособий. Но и личность учителя тоже играет немаловажную роль. Ваша заинтересованность может ещё более расширить горизонты знаний Ваших учеников.

В конце года ребята легко справлялись с идентификацией нескольких веществ. Могли описывать свойства многих простых и сложных веществ. Приводить примеры использования веществ в повседневной жизни. Ребята имели представление о круговороте воды в природе и её универсального значения для жизни на планете Земля.

Имели понятия о роли человека в загрязнении воздуха и воды, охране природы. К концу года первоклашки становились настоящими мамиными помощниками на кухне. Они получали устойчивые навыки работы с лабораторным оборудованием. 7–8-летние дети учились логически мыслить, анализировать. Сопоставлять и обобщать факты, что явилось серьёзной подготовкой к последующему изучению естественных наук.

Итоги трёхлетней практики преподавания программы «Маленькие рассказы о большой Химии» в первом классе:

  • Качество знаний по химии в классах, где в первом классе изучалась программа, было значительно выше среднего (76%)
  • Усвоение нового материала по естественным предметам происходило значительно быстрее.
  • Творческая активность учеников этих классов проявлялась в последствии при изучении всех предметов естественного цикла.
  • Большинство выпускников (70%) получили высшее и средне-техническое образование.

Приложение

Используемая литература и другие источники

  1. Ильин М. «Избранное» Государственное издательство детской литературы 1958.
  2. Ларина О.В. «Удивительные явления природы» ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2008.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа / Под. науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп.– М.: Баласс, 2011.
  4. Ольгин О. «Давайте похимичим!» Москва «Детская литература» 2001.
  5. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» /Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
  6. «Первое сентября» « Химия» №3 1993.
  7. Рязанцев С. «В мире запахов и звуков» Москва «Терра» 1997.
  8. Толстой Л.Н. «Рассказ аэронавта» Москва «Детская литература»1978.
  9. Том Тим. «Научные забавы» Издательский Дом Мещерякова 2005.
  10. «Химия и жизнь» №4, 1992.
  11. «Химия и жизнь» №6, 1993.
  12. «Химия и жизнь» №3, 1993.
  13. «Химия в школе» №4, 1988.
  14. «Химия в школе» №4, 1989.
  15. «Химия в школе» №2, 1990.
  16. Гроссе Э. «Химия для любознательных» Ленинград «Химия» 1985.
  17. http://elementy.ru
  18. http://www.jvitanah.com
  19. http://catalogmineralov.ru
  20. http://alhimik.ru