С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
В бедах, свалившихся на человечество, виноваты люди, выпускники наших школ.
Нам, учителям, надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества.
Химическое образование в средней школе призвано заложить основы экологических знаний, способствовать выработке экологически грамотного, безопасного поведения. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность – свою и окружающих, чтобы предотвратить ущерб природе. необходимо формирование у школьника определённой системы взглядов и навыков, которые должны быть обеспечены содержанием базового курса химии.
Но состояние школьной химии нам хорошо известно: обилие задач и недостаток времени, плюс ко всему кризис памяти. Таблица умножения – это предел для среднего ученика. Говорить о знаках химических элементов, классификации, формулах веществ, характерных реакциях – просто не приходиться – они их не помнят.
Внедрение в школах ПК, использование возможностей Интернета, делает учёбу интересной, но для того чтобы ученик искал в компьютере полезную информацию, а не сидел часами в игре, его надо заинтересовать. В восьмом классе это делать уже поздно. Кроме того, в курсе химии 8 класса учитель физически не может научить видеть, задавать вопросы, искать на них ответы – ему бы программу пройти! Несколько часов практики на весь курс химии – это издевательство над школьной химией.
Один из способов решения этой проблемы я хочу предложить своим коллегам в этой статье. «Маленькие рассказы о большой Химии» – это программа изучения первичных химических знаний в начальной школе.
Созданы эта программа было в начале 90-х годов на основе американской программы «Хем Ком» и программы Н.Н. Романовой «Мамина кухня».
В ней не было экономических вопросов как в американской программе. Тогда мы и не думали об экономии вода (о счётчиках и не слышали). И было меньше науки (и меньше часов) как в гимназической программе Нелли Николаевны. Но свою программу я «обкатывала» на собственных детях и приспосабливала к их интересам и нуждам.
Упор был на практическое использование полученных знаний. С современной точки зрения, каждое занятие было маленькой проектной работой. Ребятам было интересно. Они и дома продолжали «химичить» Но времена изменились. Сначала перестали оплачивать занятия – всё происходило на моём энтузиазме. А затем изменение сетки часов поставило крест на наших занятиях – они в эту сетка не помещались.
Мои дети окончили школу, получили высшее образование, создали свои семьи. У меня растут внук и внучка.
Теперь школа изменилась, работать стало интересно.
Кружковая работа в начальной школе должна способствовать повышению интереса детей к учёбе. Почему бы не возродить мой опыт двадцатилетней давности?
Может быть кому-нибудь это поможет: заинтересованным учителям начальных классов. беспокойным преподавателям химии или продвинутым родителям. А почему бы и нет?!
Я представляю на ваш суд современный вариант, в котором широко используются современные технологии.
Начальная школа – это прекрасное время, когда дети смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Учить задавать вопросы их не надо – им и так всё интересно!
Важно, чтобы в этот момент рядом с ними будет внимательный взрослый, который или ответит на вопрос или, что намного полезнее, поможет найти ответ самому ребёнку.
- В процессе изучения программы у ребёнка формируется целостная картина мира на основе личного опыта,
- укрепляется уважительное отношение к старшим, как источнику полезной информации,
- формируется теплое и заботливое отношение к семье и её членам,
Детям представляется широкая панорама природных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данной программы благодаря интеграции естественнонаучных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания. Таким образом, программа создаёт прочный фундамент для изучения естественных предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Большим плюсом данной программы являются педагогические принципы, на которых строится преподавание. Я использую главное, на мой взгляд, правило – учение с увлечением. Нельзя ребёнка чему-либо научить. Он должен учиться сам! А чтобы он учился – его надо заинтересовать. Всё просто!
А уж заинтересовать ребёнка химией не составит труда. Демонстрационные опыты, практические работы, создание учебных ситуаций, с элементами игры, в которых ребёнок вынужден действовать самостоятельно, домашние работы с родителями. Уроки, на которых ребёнок делает что-то своими руками, проявляя при этом свою сообразительность и смекалку. Так, играя, ребёнок постепенно усваивает основные химические понятия. Учится технике индивидуального химического эксперимента – более половины времени ребёнок работает с химическим оборудованием.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными науками, программа вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Программа помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы , воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения первоклассники овладевают основами практико-ориентированных знаний о веществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных знаний об окружающих веществах до знаний о нашей планете (круговороты веществ)
В основе методики преподавания программы «Маленькие рассказы о большой Химии» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:
- Учащиеся изучают свойства веществ.
- Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
- Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
- Моделирование объектов и явлений окружающего мира.
- Совершают экскурсии и учебные прогулки,
- Участвуют в практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
- Привлекают к совместной работе своих родителей. Только при их непосредственном участии и заинтересованности возможно проведение домашних практических работ (Приложение 1)
- .Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, дома на кухне, в саду и на огороде.
- Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. (Приложение 2)
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) работа с лабораторным оборудованием;
2) знакомство с веществами и их свойствами;
3) практическое использование полученных знаний в повседневной жизни
4) моделирование экологических явлений с помощью проведения химических реакций
5) осуществление проектной деятельности в рамках программы
Программа «Маленькие рассказы о большой Химии» рассчитана на 1 час в неделю.
Всего 34 часа. (Приложение 3) Все часы разделены на четыре раздела:
- «Попробуем сами» – 10 часов. Работа с лабораторным оборудованием.
- «Мамина кухня» – 8–10 часов. Знакомство с веществами кухни и их свойствами.
- «Поглядим вокруг» – 10 часов. Знакомство с окружающими веществами.
- «А что из этого получиться?» – 4–6 часов. Экскурсии в природу.
Работа над проектами.
К концу изучения курса ученики должны знать
– вещество, тело;
– агрегатное состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное;
– молекула, атом, химический элемент;
– свойства веществ;
– смеси и чистые вещества;
– химические явления;
– правила техники безопасность
К концу изучения курса ученики должны уметь:
– работать с лабораторным оборудованием;
– разделять смеси;
– работать с индикаторами;
– описывать свойства веществ;
– узнавать вещества по их свойствам;
– использовать свойства веществ для получения реальных результатов.
Каждое занятие – это обязательно небольшая практическая работа, ответы на многочисленные «почему и как». Новый материал в виде красочной и яркой презентации. Физическая минутка в виде химической игры (Приложение 2)
Домашнее задание в виде практической работы с родителями. (Приложение 1)
Для полноценного сотрудничества с родителями каждый ученик получает карточку – инструкцию по выполнению домашней практической работы, которая заполняется с помощью родителей и сдаётся на следующем занятии учителю.
Удачно выполненная работа может стать основой для подготовки итогового исследовательского проекта для защиты в конце года.
При проведении занятий я часто использовала ребят старших классов: им было интересно, рос их авторитет в глазах малышей, и, конечно, усиливался собственный интерес к изучению химии. Да и малышам доставало удовольствие «терроризировать»
старшеклассников вопросами на законных основаниях.
Тематика занятий определятся во многом оборудованием школьной химической лаборатории, наличием реактивов и наглядных пособий. Но и личность учителя тоже играет немаловажную роль. Ваша заинтересованность может ещё более расширить горизонты знаний Ваших учеников.
В конце года ребята легко справлялись с идентификацией нескольких веществ. Могли описывать свойства многих простых и сложных веществ. Приводить примеры использования веществ в повседневной жизни. Ребята имели представление о круговороте воды в природе и её универсального значения для жизни на планете Земля.
Имели понятия о роли человека в загрязнении воздуха и воды, охране природы. К концу года первоклашки становились настоящими мамиными помощниками на кухне. Они получали устойчивые навыки работы с лабораторным оборудованием. 7–8-летние дети учились логически мыслить, анализировать. Сопоставлять и обобщать факты, что явилось серьёзной подготовкой к последующему изучению естественных наук.
Итоги трёхлетней практики преподавания программы «Маленькие рассказы о большой Химии» в первом классе:
- Качество знаний по химии в классах, где в первом классе изучалась программа, было значительно выше среднего (76%)
- Усвоение нового материала по естественным предметам происходило значительно быстрее.
- Творческая активность учеников этих классов проявлялась в последствии при изучении всех предметов естественного цикла.
- Большинство выпускников (70%) получили высшее и средне-техническое образование.
Используемая литература и другие источники
- Ильин М. «Избранное» Государственное издательство детской литературы 1958.
- Ларина О.В. «Удивительные явления природы» ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2008.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа / Под. науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп.– М.: Баласс, 2011.
- Ольгин О. «Давайте похимичим!» Москва «Детская литература» 2001.
- Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» /Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
- «Первое сентября» « Химия» №3 1993.
- Рязанцев С. «В мире запахов и звуков» Москва «Терра» 1997.
- Толстой Л.Н. «Рассказ аэронавта» Москва «Детская литература»1978.
- Том Тим. «Научные забавы» Издательский Дом Мещерякова 2005.
- «Химия и жизнь» №4, 1992.
- «Химия и жизнь» №6, 1993.
- «Химия и жизнь» №3, 1993.
- «Химия в школе» №4, 1988.
- «Химия в школе» №4, 1989.
- «Химия в школе» №2, 1990.
- Гроссе Э. «Химия для любознательных» Ленинград «Химия» 1985.
- http://elementy.ru
- http://www.jvitanah.com
- http://catalogmineralov.ru
- http://alhimik.ru