«Коррекция мыслительной деятельности дошкольников с отклонениями в развитии на основе применения развивающих игр при использовании нетрадиционных методов» |
Исходя:
- из острого возникновения потребности в использовании нетрадиционных методов специальной дошкольной педагогике, которые бы эффективно корректировали интеллектуальное развитие детей специальной коррекционной группы в процессе динамического становления речи в соотношении с мышлением на основе когнитивного базиса;
- из высокой эффективности моей «Развивающей модели передового педагогического опыта учителя-дефектолога высшей квалификационной категории» возникла необходимость создания «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии»
Пояснительная записка
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы выравнивания речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР, ЗПР. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов коррекции мыслительной деятельности, речи, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и личностные качества. Она определяет основные направления, задачи. В основу программы положены теоретические и практические наработки, по организации и внедрению системы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии.
Общие положения
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей ОНР, ЗПР. Это достигается за счёт комплекса коррекционно-развивающей работы в группе специальной коррекции с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента, модификации общеразвивающих программ и методик (методика Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР, ЗПР» Москва издательство «Гном и Д» 2002год, «Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Москва издательство «Гном и Д» 2001год, Морозова И.А. «Занятия по развитию речи в специальном детском саду» ОНР, ЗПР, Москва, издательство «Владос» 2006 год, Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми ОНР, ЗПР» Москва, издательство «Синтез» 2002 год, Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» С.Петербург, издательство «Детство-Пресс» 2003 год, Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» Москва издательство «Гном и Д» 2004год, Ткаченко Т.А. (диагностическое пособие) «Альбом индивидуального обследования дошкольника» (ОНР, ЗПР) Москва издательство «Гном и Д» 2001 год, «Система коррекции общего недоразвития речи» (ОНР, ЗПР) Москва издательство «Гном и Д» 2001год. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.
Цель Программы
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах специальной коррекции для детей с ОНР и ЗПР в возрасте от 5–7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и устранение отклонений в развитии.
Законодательно-нормативное обеспечение Программы
- Конституция РФ (Основной закон)
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об образовании»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Методические рекомендации Минобразования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Устав образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
Разработка эффективной комплексной системы формирования психофизического здоровья и речевого развития детей с отклонениями в развитии.
Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы коррекционно-развивающей работы на основе применения нетрадиционных методов.
Объекты программы
Дети 5–7-летнего возраста логопедической группы и группы специальной коррекции посещающие ДОУ. Семьи детей посещающие ДОУ. Специалисты, педагогический коллектив ДОУ.
Основные принципы Программы
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления психического здоровья, научно обоснованными и практически – апробированными методиками и методиками с применением нетрадиционных форм.
Принцип активности и сознательности – участие специалистов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по психофизическому оздоровлению детей с отклонениями в развитии.
Принцип комплексности и интегративности – решение задач речевого и психофизического развития в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связи между возрастными категориями, учёт разноуровнего речевого развития и состояния психофизического здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой логопедической и психологической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их психофизического здоровья.
Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, его физиологических и психологических особенностей. Формирования у дошкольников стремления к нормальному речевому общению и к нахождению своего места среди сверстников и в социуме. Реализация общеобразовательных задач дошкольного специального образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребёнка, темпы речевого развития и психофизические возможности детей.
Обеспечение реализации основных направлений Программы
Техническое обеспечение |
||
1 | Приобретение необходимого оборудования: –
коррекционного оборудования (зеркало 1–1,5 м); |
Заведующая ДОУ и зам. зав по ВМР |
2 | Оборудование помещений: – комната психологической
разгрузки; |
Заведующая ДОУ и зам. зав по ВМР |
3 | Пополнение среды нестандартными пособиями и нестандартным оборудованием (массажёры, «волшебные колечки», объёмные модули, «каштаны». | Заведующая ДОУ и зам. зав по ВМР |
Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение |
||
1 | Осуществление контроля за выполнением специалистами оздоровительных мероприятий физическим и нервно-психическим развитием детей. | Учитель-дефектолог |
2 |
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик с нетрадиционными формами работы (по коррекции речи и психофизическому развитию): – элементы точечного массажа; |
Учитель-дефектолог (логопед) |
3 | Создание здорового психологического микроклимата в коллективе взрослых и детей | Воспитатели |
4 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в коррекционных группах, в кабинете учителя-дефектолога (логопеда), внедрение новых эффективных моделей | Учитель-дефектолог (логопед), воспитатели |
5 | Организация работы с родителями по проблеме звукопроизношения и коррекции психики | Учитель-дефектолог (логопед) |
6 | Участие в конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам речевого и психофизического развития детей с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР). | Учитель-дефектолог (логопед) |
7 | Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города | Учитель-дефектолог (логопед) |
Основные направления Программы
Профилактическое
- обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей с нарушением речи и отклонениями в развитии к условия коррекционной группы детского сада.
- решение задач психофизического и речевого развития всеми средствами коррекционно-развивающей работы.
- предупреждение психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактике.
- проведение психолого-педагогического обследования.
Организационное
- Организация предметно-пространственной развивающей среды.
- изучение передового педагогического, психолого-педагогического опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
- систематическое повышение уровня квалификации педагогов и специалистов.
- пропаганда нетрадиционных методов интеллектуального развития детей с отклонениями в развитии в коллективе детей, родителей, сотрудников ДОУ.
Коррекционно-развивающее
- коррекция отклонений в психофизическом развитии и в общем недоразвитии речи детей.
- оказание послеоперационной помощи детям с диагнозом ринолалия («заячья губа», «волчья нёба»).
- использование нетрадиционных методов при коррекции интеллектуального развития и всех высших психических функций, главной из которых является речь.
Предметно-пространственная развивающая среда
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-дефектолога (логопеда) создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом и психофизическом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоническому развития личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах в каждой из возрастных групп в утренние и в вечерни отрезки времени.
Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию, качественному проведению коррекционно-развивающей работы.
Совместная деятельность учителя-дефектолога (логопеда) и воспитателя
Эффективность коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-дефектолога (логопеда) и других специалистов, и прежде всего учителя-дефектолога (логопеда) и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями учитель-дефектолог (логопед) осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении.
Еженедельные задания учителя-дефектолога (логопеда) воспитателю включают в себя следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- психогимнастика;
- антистрессовый кинезеологический комплекс упражнений;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- элементы образовательной кинезиологии;
- элементы Су Джок терапии;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связанной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-дефектологом (логопедом).
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, антистрессовый кинезеологический комплекс упражнений, элементы образовательной кинезиологии, элементы Су Джок терапии служат для развития общей и тонкой моторики, координации речи с движением, развитие подражательности и творческих способностей, коррекции психики. Это всё может быть использовано воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, учитель-дефектолог (логопед) рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребёнок, хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, учителя-дефектологи (логопеды) рекомендуют занятия по автоматизации дифференциации звуков и по коррекции психического развития детей.
Работа учителя-дефектолога (логопеда) с родителями
Педагоги и специалисты работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Учителя-дефектологи (логопеды) привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме ежедневно в утренние часы и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и психофизическом развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослых. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.
На особенности организации домашних занятий с детьми родителей нацеливают учителя-дефектологи (логопеды) на своих консультативных приёмах в утренние часы, в материалах на стендах.