Цель: познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по признаку количества вступающих и образующихся веществ, опираясь на практические знания, закрепить навыки составления формул веществ по валентности, названия бинарных соединений.
Оборудование: сера, магниевая лента, алюминий, йод, колокол, хлорид меди (раствор), перекись водорода, оксид марганца, лучина, кусочек сахара-рафинада, пепел от сигареты, бихромат аммония, химический стакан, нагревательный прибор, спички.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Фронтальный опрос:
- На какие группы делятся вещества по составу? Дать определение.
- Что называется химическим уравнением?
- Что называется химической реакцией?
- Признаки химической реакции?
Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую. В основу деления реакций на типы берут признак количества и состава участвующих и получающихся в результате реакции веществ.
На основании опытов, обучающиеся предполагают на какие группы можно разделить химические реакции и дать определение каждому типу.
Задание обучающимся: написать уравнения химических реакций, составить формулы образующихся веществ по валентности, расставить коэффициенты, дать названия веществам, определить к какой группе по составу относится данное вещество, указать признак химической реакции.
Демонстрации:
1. а) горение серы, б) горение магниевой ленты, в) горение алюминия в йоде.
Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?
Не только простые вещества, но и сложные могут вступать в реакции соединения, например, получение газированной воды.
2. Взаимодействие:
а) железа с хлоридом меди, б) кальция с водой, в) железа с соляной кислотой
Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?
3. Разложение перекиси водорода, бихромата аммония, горение сахара.
Горение сахара.
Разложение бихромата аммония, «вулкан»
Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические реакции?
III. Закрепление изученного материала
С какими типами химических реакций познакомились? Дать им определение и составить схемы типов реакций для запоминания.
Реакции соединения:
А (простое) + В (простое) = С (сложное)
А (сложное) + В (сложное) = С (сложное)
Реакции разложения:
С (сложное) = А (простое) + В (простое)
С (сложное) = А (сложное) + В (сложное)
Реакции замещения:
А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В (простое).
Для проверки качества усвоения материала провести небольшую самостоятельную работу (примеры реакций на усмотрение учителя).
Домашнее задание: привести по два примера на каждый изучений тип химических реакций, с которыми встречаемся в домашних условиях.