Обучение грамоте слабослышащих детей 2-го отделения по теме «Звук и буква "ц". Рассказ "Птицы»

Разделы: Начальная школа


Слабослышащие дети могут иметь разную степень снижения слуха. Принято различать три степени тугоухости, из которых самой тяжелой является третья. Однако для жизни человека гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние его речи, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть весьма различными. Поэтому и комплектование школ для слабослышащих детей осуществляется в основном не по состоянию слуха, а по уровню речевого развития.

Слабослышащие дети, поступающие в 1 класс 2-го отделения, чрезвычайно неоднородны как по уровню развития речи, так и по сформированности учебных навыков, что объясняется наличием или отсутствием их дошкольного обучения.

Задачей уроков обучения грамоте в букварный период является овладение навыками чтения и письма с одновременным формированием связной речи и развитием отвлечённого мышления. Первоклассники учатся дифференцировать буквы (звуки), слоги, структурные типы слов. В то же время они уточняют и закрепляют произносительные навыки, накапливают и активизируют лексический и грамматический материал. Работая над словом, учащиеся воспринимают его слухо-зрительно, произносят сами, соотносят свои акустико-кинестетические ощущения с отчётливым произношением (в речи учителя), сравнивают слухо-зрительное восприятие со зрительным и двигательным (при чтении, складывании слова из разрезной азбуки, письма). Основой на каждом уроке следует считать сюжетную картинку или текст, каким бы коротким он ни был. Рассматривая, обыгрывая сюжетную картинку или текст, учитель вызывает у детей желание активного общения, интерес к новой теме. Уроки обучения грамоте отражают в определённой мере программу учебного предмета – «Ознакомление с окружающим миром».

Представляем примерный конструкт урока по обучению грамоте в 1классе школы для слабослышащих детей 2-ого отделения по теме: Звук и буква «Ц». Рассказ «Птицы». Донская, Н.Ю. Букварь / Н.Ю.Донская, Н.И.Линикова. – М.: «Просвещение»,1992

Урок составлен с учётом требований Федерального государственного стандарта. К конструкту урока прилагается технологическая карта урока и презентация.

Тема: Звук и буква «ц». Рассказ «Птицы». (1 cлайд)

Цели:

  • перспективная: создание условий для обучения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления.
  • актуальная: создание организационных и содержательных условий для формирования умения использовать в речи звука и буквы «ц» в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление умения различать понятия «звук» и «буква «ц»»;
  • закреплять умения читать слова с правильным сочетанием звуков, без искажения и пропусков звуков; читать предложения с печатного шрифта при работе с учебником;
  • закреплять умение составлять слоги и слова из разрезной азбуки в процессе работы над текстом «Птицы».
  • формировать умения пользования букварём.

Коррекционно-развивающие:

  • формирование умения вести беседу по заданной тематике, находить ответы на вопросы в тексте;
  • формирование операций анализа и синтеза при аналитико-синтетическом методе обучения чтению;
  • формирование умения давать оценку героям в процессе диалога.

Воспитательные:

  • воспитание заботливого отношения к птицам через работу над содержанием текста и иллюстративным материалом.
  • формировать умения соблюдать правила гигиены чтения.

Технологическая карта

Предмет.
Тема. Класс.
Учебно-методический комплект.

Методы

Тип, вид урока.

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Средства

личностные

метапредметные

предметные

Обучение грамоте.

Звук и буква «ц». Рассказ «Птицы».

1 класс.

Донская, Н.Ю. Букварь / Н.Ю.Донская, Н.И.Линикова. – М.: «Просвещение», 1992

Объяснительно-иллюстративные, частично поисковый.

Урок закрепления знаний.

Традиционный с элементами проблемной технологии

Учащиеся умеют соблюдать правила гигиены чтения.

Осознают важную роль оказания птицам зимой.

Учащиеся умеют вести беседу по заданной тематике.

Умеют формулировать ответы на вопросы учителя.

Осуществляют звукобуквенный анализ слова.

Умеют формулировать свою собственную позицию.

Учащиеся правильно пользуются букварём.

Различают звук и букву «ц» в устной и письменной речи.

Соотносят звук «ц» и её графический образ при работе с разрезной азбукой.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с презентацией.

Работа с разрезной азбукой.

Игровой момент.

Букварь.

Наборное полотно.

Дидактический материал «Птицы».

ИКТ

Ход урока

Приложение. Презентация

Этапы

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Форма: фронтальная.

Средства: языковые.

Результат: готовность к работе.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: психологической комфортности.

- Какой сейчас урок?

- Что мы будем делать?

- Сейчас урок обучения грамоте?

- Мы будем читать, писать, составлять слова, отвечать на вопросы.

(регулятивные и коммуникативные УУД))

Фонетическая разминка.

Задача: подготовить артикуляционный аппарат к работе, уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука «ц» в слогах, словах, предложениях.

Форма: фронтальная.

Средства: языковые.

Результат: готовность органов артикуляции к работе.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

(2 cлайд)

Ца – ца – ца – синица  (по щелчку)
Цы – цы – цы – птицы.

На улице птицы: воробьи и синицы.

Повторяют за учителем хором и индивидуально.

(Познавательные и коммуникативные УУД)

Повторение и введение в тему.

Задача: выявить пробелы в знаниях, определить их причины; актуализировать знания учащихся для изучения новой темы.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства: языковые, наглядные, электронная презентация.

Результат: знание изучаемых звука и буквы, умение читать слоги с изучаемой буквой; знание значений трудных слов и умение их читать; умение составлять слова из разрезной азбуки.

Приёмы контроля: устный и письменный.

Принцип: деятельностный.

1) повторение:

- Назовите четвёртую букву в слове «птица». Какую букву мы учим? (3 cлайд)

Предлагает найти и прочитать в слоговой таблице только слоги с буквой «ц» и определить их количество.

Предъявляется правильный ответ. (по щелчку)

(4 cлайд)

2) актуализация знаний:

- Кто это? (показ картинок птиц)

- А каких птиц вы можете назвать?

- Каких птиц нет на наших улицах? (щелчок)

- В названии какой птицы есть звук «ц»?

- Выложите это слово из кассы букв. …., выложи у доски.

- Сегодня мы прочитаем рассказ о птицах и ответим на вопрос «Как можно помочь птицам зимой?»

Вопрос вывешивается на доску.

3) словарная работа:

Предъявляет новые или трудные для чтения слова. (5 cлайд)

корм – это еда для птиц. (по щелчку)

кормушка (показ картинки)

насыпают (показ действия)

- Давайте составим предложения с этими словами по схемам.

Читают слоги, затем считают их и показывают карточку с соответствующим числом.

Сверяют свои результаты с правильным.

- Это птицы.

Называют.

Отвечают.

Находят и называют слово.

Работают в парах. Один ученик – у доски.

Слушают учителя.

Читают слова и предложения хором и индивидуально.

Составляют по схемам предложения и озвучивают.

(Познават., регулят., коммун.УУД)

Изучение нового материала.

Задача: создание условий для восприятия и понимания текста.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Средства: языковые, наглядные (учебник), электронная презентация

Результат: знание главных героев и основного содержания текста; умение читать предложения с печатного шрифта с правильным сочетанием звуков в словах.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

1) первичное восприятие: (6 cлайд)

Читает рассказ «Птицы».

- Как зовут ребят?

Что они делают?

2) самостоятельное чтение:

- А теперь прочитайте сами. Громко и правильно.

3) аналитическое чтение:

- Читай первое предложение, … .

(7 cлайд)

- Как зимой на улице? (каждый ? по щелчку)

- А что значит голодно?

- Как живётся птицам зимой?

- Читай второе предложение, … .

- Кто помогает птицам?

- Как зовут девочку? Как зовут мальчика?

- Читай третье предложение, … .

- Куда ребята насыпают корм?

- А зачем они это делают?

Хорошо поступают, ребята или плохо?

Слушают рассказ.

- Ребят зовут Юра и Наташа.

- Они помогают птицам.

Читают.

Читает один ученик первое предложение.

- На улице холодно.

- Это значит, птицы голодные, хотят есть.

Зимой птицам холодно и голодно.

Читает один ученик второе предложение.

- Птицам помогают Юра и Наташа.

Отвечают.

Читает один ученик третье предложение.

- Ребята насыпают корм в кормушку.

- Чтобы птицы поели. (и т.д.)

- Ребята поступают хорошо.

(Познават. и коммуник. УУД)

Физминутка.

Задача: предупреждение наступления утомляемости учащихся, закрепление правильного произношения звука «ц»! в речи.

Форма: фронтальная.

Средства: наглядные (движения учителя), электронная презентация.

Результат: психологическая и двигательная разрядка.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельности и психологической комфортности.

- Мы хотим играть в птички? Кто хочет?

(8 cлайд)

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться им пора.

Дети вместе с учителем выполняют движения, изображающие действия птиц.

Составление краткого пересказа.

Задача: создание условий для осуществления пересказ текста.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Средства: языковые, электронная презентация.

Результат: осуществление пересказа.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

Предъявляет вопросы, на которые дети уже ответили и которые являются планом будущего пересказа. (9 cлайд)

План:

  • Как живётся птицам зимой?
  • Кто помогает птицам?
  • Куда ребята насыпают корм?

- Давайте снова ответим на эти вопросы. Это будет наш пересказ.

- …, перескажи полностью рассказ по вопросам.

Отвечают на вопросы, составляют индивидуальные рассказы.

(Познавательные и коммуникативные УУД)

Итоговая беседа.

Задача: обобщение и выводы по теме, решение вопроса «Как можно помочь птицам зимой?».

Форма: фронтальная.

Средства: языковые, наглядные, электронная презентация.

Результат: формулировка итога урока, осознание важной роли оказания помощи птицам зимой.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

- Какой рассказ мы читали?

- О ком этот рассказ?

- Как живут птицы зимой?

- Жалко ли вам птиц?

- А вы кормили птиц?

- Кто делал кормушки?

Отвечают на вопросы учителя.

(Познавательные и коммуникативные УУД, личностный результат)

Оценка.

Задача: создание условий для осуществления самооценки.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Средства: языковые, карточки-эмоции.

Результат: осуществление оценки.

Приёмы контроля: устный.

Принцип: деятельностный.

(10 cлайд)

- Молодцы!

- А как мы работали сегодня? Покажите. (11 cлайд)

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке при помощи карточек-эмоций.

Дети оценивают себя.

(Регулятивные и коммуникативные УУД)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Средства: языковые.

Результат: осознают, что необходимо выполнить дома.

Сообщает домашнее задание: (12 cлайд)

- Страница 119, выразительно читать рассказ «Птицы». Нарисовать кормушку, которую вы с родителями сделаете в выходные.

- Урок окончен.

Слушают задание.

(Познавательные и регулятивные УУД, личностный результат)