Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о взаимосвязи органических и неорганических соединений.
Задачи урока: повторить и обобщить ЗУН о строении, составе и свойствах органических соединений; проследить взаимосвязь между классами органических соединений ; продолжить формирование у учащихся мировоззрения о взаимосвязи химических соединений; продолжить развитие познавательного интереса к предмету химия через систему заданий и упражнений ; продолжить развитие познавательных способностей (речи, памяти, внимания).
Методы: частично-поисковые, методы контроля и самоконтроля.
I Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Урок начинается словами Л.Фейербаха: "Где нет простора для проявления способности, там нет и способности".
II Проверка домашней работы
Составить уравнения реакций. У доски 3 уч-ся выполняют домашнюю работу.
III Устная работа с классом.
- На доске даны вещества, определите класс веществ и дайте названия.
Учащиеся с места по цепочке дают названия веществам.
Беседа по формулами.
- Какое пламя при горении на воздухе имеют этан, этин, пропен?
- Почему этин, этан, пропан имеют разный характер пламени?
(этан - бесцветное пламя, этин-коптящее, пропен - светящиеся; вещества имеют разное строение).
- Для полного сжигания этана или этина требуется большее количество кислорода? Почему? (для этана - предельный углеводород).
- Определите, какой газ С2Н6 или С2Н2 легче воздуха?
- Найдите вещества сходные по строению.
(пропанол, глицерин, этиленгликоль, глюкоза,-спирты - ОН группа)
(Метаналь, этаналь, муравьиная к-та, хлоруксусная кислота - содержат СООН группу)
Вывод (учащиеся): свойства веществ зависят от состава и строения молекул.
IV Систематизация знаний.
Обращаю внимание учащихся на уравнения реакций из домашней работы.
- Существует ли взаимосвязь между веществами? (ответы учащихся)
У: Между классами орг.соед существует генетическая связь.
- Как вы понимаете слово "генетическая связь"?
- Сегодня на уроке рассмотрим генетическую связь между органическими веществами. Продолжаем изучение химических свойств орг. соединений через генетическую связь.
Задание 1. Укажите, как можно осуществить следующие схемы, укажите тип химической реакции (устно).
С2Н6 -> С2Н4
С2Н6 -> С2Н6 CL
СН4 -> СО2
С2Н4 -> С2Н5ОН
С2Н4 -> С2Н4 CL2
С2Н2 -> СН3СОН
С2Н5ОН -> СН3СОН
НСОН -> НСООН
НСООН -> НСОО С2Н5
С6Н6 -> С6Н5NO2
Отчего зависят свойства веществ?
Вывод: свойства веществ зависят от строения.
Задание 2. Установите соответствие между схемой химического уравнения и веществом образовавшемся в результате реакции.
Проверка результатов ( А3, Б1, В5, Г2, Д4 ) . Красным мелом указать правильные ответы в виде стрелок.
По ходу проверки задания на доске записывается схема:
1 вариант
С -> СН4 -> С2Н2 -> С2Н4 -> С2Н5ОН ->СН3 COO С2Н5
2 вариант
СаС2 -> С2Н2 -> СН3 COH -> СН3 COОH -> С LCН2 COОН -> NH2CH2- COOH
- Какая закономерность прослеживается при выполнении задания?
Вывод: между органическими и неорганическими веществами существует генетическая связь.
После выполнения заданий учащимся предлагается проверочная работа.
V Проверочная работа.
VI Домашняя работа.
Цепочки уравнений из задания 2.
VII Итог урока. Оценки.
Подведение итогов, оценки за урок.Урок заканчивается словами из "Энциклопедии мысли" :"Учение в молодости резьба по камню, а к старости черчение на песке".
Методическая литература
.1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия .- Москва; "Аст-Пресс", 2000г.
2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005.
3. Настольная книга учителя. Химия, 9 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2002.