Цели:
- познакомиться со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает; с суффиксом на примере суффикса -ушк- и его значением в словах;
- учиться читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать фонематический слух, речь, внимание учащихся;
- обогащать словарный запас слов детей;
- воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: учебник "Моя любимая Азбука" (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), проектор, компьютер.
ПРИЛОЖЕНИЕХод урока
1. Орг. момент.
Ученик:
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнем урок.
Будем мы трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?
- Девочки собирают в одну группу буквы, обозначающие гласные звуки, а мальчики собирают буквы, обозначающие согласные звуки.
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными ? (При произношении звука воздух встречает преграду)
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
- Все ли буквы мы изучили? Чем мы займемся на уроке?
III. Новый материал.
Выделение звуков
- Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1 класса города Москвы. Выезжаем - встречайте Вова и Вика. Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.
- Какой звук услышали в начале слова? (/в/).
- Дайте характеристику звуку, какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит - звонкий; произносится твердо - твердый.)
- Составьте звуковую модель к слову Вова . (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)
- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)
- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?
- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).
- Чем отличаются? (в' - мягкий)
- Составим звуковую модель к слову Вика. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)
- На какую букву ставим ударение? (и)
- Давайте знакомые звуки в этих словах обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом - девочки).
- Какие звуки мы не обозначили в первом (2) слове (звуки одинаковые или разные)?
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).
Знакомство с буквой В, в.
- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.
1) На что похожа буква В?
2) Снеговик,
А с ним метелка,
Буквой В Стоят под елкой.
3) К единице три приставим:
Что за букву мы составим?
4) Словно букву В Алена держит трубку телефона.
5) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!
- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята. Давайте и мы сделаем им подарок - вылепим букву В из колбасок пластилина. ТБ. (Ребята, покажите Вове и Вике свои подарки.)
- Расскажите Вове и Вике по схеме, что мы узнали про букву В.
Физминутка.
- Вова предлагает нам поиграть.
ИГРА "Поймай звук" - встают мальчики - в (твердый); встают девочки - в' (мягкий).
СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, воробей, вьюга, снеговик, василек, виноград, ворона, дверь, волосы).
Чтение слогов.
Вика предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
ВА ВО ВЫ ВИ ВУ АВ ОВ УВ ЫВ
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
Чтение слов. (Работа в парах)
- Вова и Вика везли нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем в парах. "Составьте слова из данных слогов" (учащиеся не только составляют слова, но и объясняют его значение).
ФИЗМИНУТКА
На зарядку становитесь!
Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
Раз - вперед наклонимся,
Два - назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять будем дружно выполнять.
- Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем, и урок наш вновь начнем.
- Знакомство с суффиксом - ушк-.
- Вова привез нам еще один подарок - значок (показать), а что он обозначает - не говорит. Давайте, проведем исследование: Откройте Азбуку на с 98. Прочитайте в 3 ряду 1 столбик слов : ива - ивушка (эти слова на доске)
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Как можно назвать эти слова? (родственными). Докажите? (близкие по смыслу и имеют общий корень). Назовите корень. Выделите корень карандашиком в учебнике - один у доски.
- Ребята, а какая часть в слове ивушка выделена? (ушк). Эта часть слова называется суффиксом и обозначается уголком - (сейчас карандашик нам покажет, как в слове выделять суффикс) уголок начинается на первой букве суффикса и заканчивается на последней букве суффикса. Давайте выделим суффикс в слове ивушка.
- Было слово ива добавили суффикс ушк, какое слово получилось - новое
- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
- Как звучит слово ивушка? (нежно, ласково)
Вывод: Суффикс - ушк - придает словам уменьшительно - ласкательное значение. При помощи суффикса - ушк- образовалось новое слово.
- Прочитайте следующую группу слов самостоятельно. Корова - коровушка - можно ли назвать эти слова родственными. Докажите. Выделите корень. (1 у доски). При помощи чего образовалось новое слово коровушка? Выделите суффикс - один ученик у доски
- Одна группа детей работают самостоятельно. Выполняют задание, которое написано на карточках. (Задание: Образуйте новые слова при помощи суффикса - ушк-.
Трава + ушк = травушка, лапа + ушк = лапушка, ГОЛОВА + УШК = головушка
- Остальные прочитайте последнюю пару слов. Сова - совушка
- Какие это слова? Самостоятельно выделите корень и суффикс УШК. Один у доски. Проверка.
- Что мы будем обозначать значком, который привез Вова?
ФИЗМИНУТКА. (день - ночь)
Работа с текстом
- Вика предлагает прочитать предложения. Читать будем со второй строки. (2 предложения)
- Какой знак стоит в предложении? что это значит? (Нам надо будет предложения продолжить).
- Какие города вы еще знаете?
- (Почему на первом месте из городов России стоит Москва?)
- В нашей стране живут люди разных национальностей.
(Народ - это жители определенной страны, а народность - группа людей у которых одинаковые обычаи, традиции, язык.):
- Посмотрите на картинки внизу, как вы думаете, какая народность изображена на 1 картинке (русские, эскимосы :)
- Читаем последнее предложение. (народности - татары, коми, калмыки, мордва, ханты, манси, украинцы, немцы, азербайджанцы :)
- Ребята, Вова и Вика с нами прощаются, им пора возвращаться в свой родной город.
- Кто запомнил, из какого города они приехали.
- Оказывается наша Катя была в Москве она хочет рассказать об этом городе:.
Москва это очень большой и красивый город. Главное место Москвы - Красная площадь. В центре города находится старинная крепость - Кремль. В Москве есть исторические памятники: Царь-колокол, царь - пушка. Много еще интересного можно увидеть в Москве.
Итог урока.
- Какую букву привезли нам в подарок Вова и Вика?
- Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.
- С какой новой частью слова познакомились?
Рефлексия урока.
Выберите человечка.
- Руки "вверх" - этот "человечек" усвоил новое знание.
- Руки "в стороны" - этот "человечек" усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
- Руки "вниз" - этот "человечек" расстроился, тема для него сегодня непонятна.