Звуки [в]–[в'] и буква В

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомиться со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает; с суффиксом на примере суффикса -ушк- и его значением в словах;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание учащихся;
  • обогащать словарный запас слов детей;
  • воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: учебник "Моя любимая Азбука" (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), проектор, компьютер.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ход урока

1. Орг. момент.

Ученик:

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнем урок.
Будем мы трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?

- Девочки собирают в одну группу буквы, обозначающие гласные звуки, а мальчики собирают буквы, обозначающие согласные звуки.

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными ? (При произношении звука воздух встречает преграду)

- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)

- Все ли буквы мы изучили? Чем мы займемся на уроке?

III. Новый материал.

Выделение звуков

- Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1 класса города Москвы. Выезжаем - встречайте Вова и Вика. Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.

- Какой звук услышали в начале слова? (/в/).

- Дайте характеристику звуку, какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит - звонкий; произносится твердо - твердый.)

- Составьте звуковую модель к слову Вова . (1 учащийся у доски)

- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)

- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)

- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?

- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).

- Чем отличаются? (в' - мягкий)

- Составим звуковую модель к слову Вика. (1 ученик у доски)

- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)

- На какую букву ставим ударение? (и)

- Давайте знакомые звуки в этих словах обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом - девочки).

- Какие звуки мы не обозначили в первом (2) слове (звуки одинаковые или разные)?

- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.

- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).

Знакомство с буквой В, в.

- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.

1) На что похожа буква В?

2) Снеговик,
А с ним метелка,
Буквой В Стоят под елкой.

3) К единице три приставим:
Что за букву мы составим?

4) Словно букву В Алена держит трубку телефона.

5) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!

- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята. Давайте и мы сделаем им подарок - вылепим букву В из колбасок пластилина. ТБ. (Ребята, покажите Вове и Вике свои подарки.)

- Расскажите Вове и Вике по схеме, что мы узнали про букву В.

Физминутка.

- Вова предлагает нам поиграть.

ИГРА "Поймай звук" - встают мальчики - в (твердый); встают девочки - в' (мягкий).

СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, воробей, вьюга, снеговик, василек, виноград, ворона, дверь, волосы).

Чтение слогов.

Вика предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.

ВА ВО ВЫ
ВИ ВУ АВ
ОВ УВ ЫВ

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

Чтение слов. (Работа в парах)

- Вова и Вика везли нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем в парах. "Составьте слова из данных слогов" (учащиеся не только составляют слова, но и объясняют его значение).

ФИЗМИНУТКА

На зарядку становитесь!
Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
Раз - вперед наклонимся,
Два - назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять будем дружно выполнять.

- Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем, и урок наш вновь начнем.

- Знакомство с суффиксом - ушк-.

- Вова привез нам еще один подарок - значок (показать), а что он обозначает - не говорит. Давайте, проведем исследование: Откройте Азбуку на с 98. Прочитайте в 3 ряду 1 столбик слов : ива - ивушка (эти слова на доске)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Как можно назвать эти слова? (родственными). Докажите? (близкие по смыслу и имеют общий корень). Назовите корень. Выделите корень карандашиком в учебнике - один у доски.

- Ребята, а какая часть в слове ивушка выделена? (ушк). Эта часть слова называется суффиксом и обозначается уголком - (сейчас карандашик нам покажет, как в слове выделять суффикс) уголок начинается на первой букве суффикса и заканчивается на последней букве суффикса. Давайте выделим суффикс в слове ивушка.

- Было слово ива добавили суффикс ушк, какое слово получилось - новое

-  Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

- Как звучит слово ивушка? (нежно, ласково)

Вывод: Суффикс - ушк - придает словам уменьшительно - ласкательное значение. При помощи суффикса - ушк- образовалось новое слово.

- Прочитайте следующую группу слов самостоятельно. Корова - коровушка - можно ли назвать эти слова родственными. Докажите. Выделите корень. (1 у доски). При помощи чего образовалось новое слово коровушка? Выделите суффикс - один ученик у доски

- Одна группа детей работают самостоятельно. Выполняют задание, которое написано на карточках. (Задание: Образуйте новые слова при помощи суффикса - ушк-.

Трава + ушк = травушка, лапа + ушк = лапушка, ГОЛОВА + УШК = головушка

- Остальные прочитайте последнюю пару слов. Сова - совушка

- Какие это слова? Самостоятельно выделите корень и суффикс УШК. Один у доски. Проверка.

- Что мы будем обозначать значком, который привез Вова?

ФИЗМИНУТКА. (день - ночь)

Работа с текстом

- Вика предлагает прочитать предложения. Читать будем со второй строки. (2 предложения)

- Какой знак стоит в предложении? что это значит? (Нам надо будет предложения продолжить).

- Какие города вы еще знаете?

- (Почему на первом месте из городов России стоит Москва?)

- В нашей стране живут люди разных национальностей.

(Народ - это жители определенной страны, а народность - группа людей у которых одинаковые обычаи, традиции, язык.):

- Посмотрите на картинки внизу, как вы думаете, какая народность изображена на 1 картинке (русские, эскимосы :)

- Читаем последнее предложение. (народности - татары, коми, калмыки, мордва, ханты, манси, украинцы, немцы, азербайджанцы :)

- Ребята, Вова и Вика с нами прощаются, им пора возвращаться в свой родной город.

- Кто запомнил, из какого города они приехали.

- Оказывается наша Катя была в Москве она хочет рассказать об этом городе:.

Москва это очень большой и красивый город. Главное место Москвы - Красная площадь. В центре города находится старинная крепость - Кремль. В Москве есть исторические памятники: Царь-колокол, царь - пушка. Много еще интересного можно увидеть в Москве.

Итог урока.

- Какую букву привезли нам в подарок Вова и Вика?

  • Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.
  • С какой новой частью слова познакомились?

Рефлексия урока.

Выберите человечка.

  • Руки "вверх" - этот "человечек" усвоил новое знание.
  • Руки "в стороны" - этот "человечек" усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
  • Руки "вниз" - этот "человечек" расстроился, тема для него сегодня непонятна.