Учебник: А.В.Полякова.
Цели урока:
- Дидактические:
- обобщение знаний учащихся о понятиях «словообразование» и «словоизменение»;
- формирование навыка разбора слов по составу, подбора родственных слов, изменения формы слова;
- формирование каллиграфического письма, орфографической зоркости;
- Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие речи учащихся;
- развитие памяти;
- Воспитательные:
- воспитание интереса к родному языку, литературе;
- воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока русского языка «Словообразование и словоизменение. Обобщение.». Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, которое поможет нам вспомнить всё, что мы знаем об этих понятиях, их роли в нашем языке. (Слайд 1)
2. Чистописание
– Какое время года вступает сейчас в свои
права?
– Любите ли вы зиму? Почему?
– Зима нравится не только детям. Многие
известные поэты и писатели посвятили ей строки
своих произведений, назвали зиму «волшебницей».
Как вы думаете, почему? Какие зимние чудеса вам
известны? (Слайд 2)
– Какое чудо мы можем наблюдать, не выходя из
помещения? (Слайды 3-6)
– Сегодня мы с вами попробуем себя в роли
волшебного художника. Выполним следующее
упражнение: (Слайд 7)
– Ставим ручку на верхнюю линию рабочей
строки. Ведём наклонную линию на себя до нижней
линии рабочей строки, выполняем поворот влево –
выписываем петлю. Ведём линию вверх, чуть не
доводя до верхней линии рабочей строки,
выполняем поворот, ведём линию вниз, повторяем
элемент «петля». Поднимаемся вверх до высоты
чуть выше середины рабочей строки. Снова вниз –
петля. Вверх – до середины. Вниз – петля. Вверх –
чуть ниже середины рабочей строки. Выполним
упражнение под счёт до середины строки.
– Правописание каких букв мы начинаем
отрабатывать на уроке? (Б, В)
– Каково назначение прописных букв?
– На второй половине строки выполняем
следующее упражнение: чередуем В и соединение Во.
(Слайд 8)
– Данные буквы являются самостоятельными
словами-предлогами. Приведите примеры.
3. Словарная работа
– О зиме сложено также много сказок. И сегодня мы с вами отправимся в одну из них. А в какую, вы узнаете, если правильно отгадаете и запишете ключевые слова.
Дополнительное задание: определить род, выделить окончание и основу. (Слайд 9)
1) 12 братьев друг за другом ходят,
Но друг друга не обходят. (Месяц)
2) Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, только месяц наш пройдёт, мы встречаем новый год. (Декабрь)
3) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что скажи, за месяц это? (Январь)
4) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
5) Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
6) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга)
7) Новая посудина, а вся в дырах. (Корзина)
8) Он не сам по себе – разжигают его.
Без присмотра людей он страшнее всего.
За тепло и за свет люди любят его.
Но потом всё равно они губят его. (Костер)
9) Цветные корзинки, яркие донца. Пахнут душисто, тянутся к солнцу. (Цветок)
10) Кто не играет в машинки,
А любит скакалки, картинки?
Кто носит и бант, и юбчонку?
Конечно же, это… девчонка. (Девочка)
– Какое слово по написанию лишнее среди
записанных? (Цветы)
– По какому признаку вы определили? (Гласная
проверяется)
– Какое правило о проверке безударных
гласных вам известно?
– В какую сказку мы с вами отправляемся? (Двенадцать
месяцев)
4. Работа над пройденным материалом
– Сегодня мы отправимся в зимний лес вместе с девочкой, поможем ей преодолеть все трудности. Вспомните, какая была погода в тот вечер, когда мачеха отправила падчерицу в лес? (Была сильная вьюга)
Минутка релаксации. (Слайд 10)
– Поможем девочке – «усмирим» вьюгу. Выполним фонетический разбор этого слова. Но прежде скажите, какие слова – синонимы вы можете подобрать к слову «вьюга»? (Метель, пурга, буран)
(Разбор этих слов дети индивидуально выполняют на карточках). (Слайд 11)
Повторение понятия «словоизменение».
– А зачем мачеха послала девочку в лес?
– Какие цветы собирала девочка? (Слайд 12)
– Запишем слово «подснежники», выполним
разбор слова по составу. (Слайд 13)
– Поставьте данное слово в форму ед. числа.
Разберите по составу.
– Что осталось неизменным, а что изменилось в
данных словах? (Основа – постоянна,
окончание изменилось).
– Изменилось ли значение слова?
– Как называется процесс образования разных
форм одного и того же слова? (Словоизменение).
– Приведите примеры имеющихся форм слова
«подснежник», назовите окончание и основу. А
помогут вам вопросы. (Слайд 14)
– Что называется словоизменением?
– Для чего необходим процесс словоизменения?
Повторение понятия «словообразование».
– Подберите и запишите родственные слова с
корнем «снег», имеющие следующие значения,
разберите слова по составу: (Слайд 15)
- состоящий из снега (снежный)
- пушинка, кристаллик снега (снежинка)
- выпадение снега (снегопад)
- фигура, слепленная из комков снега (снеговик).
– Какие ещё слова с корнем «снег» вы знаете?
– Как называется процесс образования новых
слов? (Словообразование).
– Каково его отличие от словоизменения?
– При помощи каких частей слова образуются
новые слова?
Физминутка. (Слайд 16, 17)
– Вьюга успокоилась, но все дороги оказались занесены снегом. Поможем девочке найти путь. Перед вами карточки с начальными формами слов. Первый вариант подбирает к данным словам их формы, а второй вариант – родственные слова. (Слайды 18, 19)
(Задание выполняется в виде лото, при проверке учащиеся ещё раз повторяют понятия «словоизменение» и «словообразование»).
– Наконец, девочка добралась до поляны,
встретилась с братьями-месяцами. (Слайд 20)
– Они подарили ей возможность собрать
подснежники. Но это – чудо. А ведь, оказывается,
из зимнего леса по-настоящему можно принести
букет.
– Прочитайте текст, объясните правописание
пропущенных букв. (Слайд 21)
– Выполним синтаксический разбор предложения:
Лежат на снегу золотистые колоски, причудливые
веточки.
– Как вы понимаете смысл словосочетания
«золотистые колоски»?
– А как вы понимаете смысл словосочетаний,
записанных на доске? В каких из них слово
«золотой» употреблено в прямом, а в каких – в
переносном значении? (Слайд 22)
– С помощью каких из этих словосочетаний можно
сказать о нашей героине? (Золотой характер,
золотые руки, золотое сердце).
– Как была вознаграждена девочка за свою доброту, трудолюбие? Какие чудеса ей довелось увидеть? (Разные времена года). (Слайд 23)
– И мы с вами тоже будем свидетелями этого чуда. Мы отправимся в разные времена года. (Слайд 24)
Учащиеся составляют несколько предложений
по предложенным на карточках темам, используя
опорные слова (см. Приложение).
– Какой процесс происходил со словами при
составлении вами предложений?
5. Итог урока
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же
вы можете рассказать о словоизменении и
словообразовании, их роли в нашей речи?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Благодаря вашей прекрасной работе на уроке и в
нашем классе тоже произошло чудо – распустились
подснежники! (Слайды 25-37)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Весна. Солнышко, лёд, взломать, река, ручьи, звонкий, птицы, юг, травка, зеленеть. |
Лето. Солнце, светить, берёзки, травушка, прятаться, земляничка, ковёр, цветы, кузнечики, песни, птица. |
Осень. Дни, стоять, ясные, платья, берёзки, надеть, золотистые, ковёр, листья, грибы, прятаться. |