Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Но многие учителя в своей практической деятельности сталкиваются с рядом препятствий, трудностей, что в свою очередь ведёт к низким показателям обученности выпускников начальной школы. Например, все согласятся с тем, что необходимо научить ребёнка грамотно и красиво писать. Да, на уроках русского языка ребёнок применяет данные навыки, но, придя на урок музыки или истории, про данные умения он просто забывает или не считает нужным применять их. Или, научившись сравнивать, анализировать и решать математические задачи, обучающийся не может применить это умение в повседневной жизни. То есть, "наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать".
Трудности или препятствия в работе заставляют нас, учителей, задуматься над путями их преодоления. Одним из способов разрешения сложившейся ситуации является необходимость создания учителем единого образовательного пространства на уроках и во внеурочной деятельности. Решить характерные педагогические задачи можно с помощью учебно-методического комплекса, объединённого единой идеологией, принципами, методикой подачи материала, тематическим содержанием, коим на сегодняшний день и является УМК "Перспектива". Поэтому наше образовательное учреждение в этом учебном году впервые начало обучать первоклассников по комплекту учебников "Перспектива".
Главной целью УМК "Перспектива" является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться. Важнейшей характеристикой обучения по УМК "Перспектива" является метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания найти, систематизировать и применить.
Одним из принципов построения образовательно-воспитательного процесса УМК "Перспектива" является участие в проектных коллективных формах работы, в которых способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
Главная идея проектной деятельности - это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.
В основе метода проектов лежит развитие универсальных учебных действий, познавательных навыков обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Для чего же нужна организация проектной работы на уроках и во внеурочной деятельности?
В первую очередь, это нужно для выявления наиболее одарённых обучающихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью и развитие их творческих способностей. Также это необходимо для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы и повышению уровня знаний у детей. Немаловажным фактом для организации проектной деятельности является то, что у обучающихся происходит активизация познавательной деятельности.
Какие общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. На наш взгляд, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "Чему я научился?", " Чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);
- оценочно-самооценочный (рефлексивный).
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы:
Работа над проектом объёмная, кропотливая. Вследствие этого возникает проблема перегрузки учащихся.
Дети - очень увлекающиеся личности, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом. Но, сталкиваясь с трудностями (большой объём информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить над проектом.
Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у обучающихся начальной школы.
Самая большая проблема для учителя - не превратиться в диктатора, диктующего своё мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Как же я решаю эти проблемы?
- Чётко определяю объём и временные рамки проекта, не "давлю" на обучающихся, проекты провожу не часто. Использую групповые формы работы (на мой взгляд, это самая оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов).
- Анализирую причины неудач вместе с детьми.
- Оказываю помощь в работе с компьютером, помогаю с оформлением работы.
- Предоставляю группам обучающихся возможность работать самостоятельно, при необходимости выступаю в роли старшего друга, соратника, консультанта.
- Привлекаю для работы над проектом родителей.
Работая учителем в 1 классе, я начала с того, что учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь с огромным удовольствием помогает и подбирает нам книги по теме проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с обучающимися.
В первом классе все проекты должны носить творческий характер и давать каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1) Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу.
2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь можно говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Каковы же этапы работы над нашим первым проектом?
Первым этапом является этап мотивации. Здесь важно создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. В нашей гимназии, в моём классе много ребят, выезжающих за пределы Республики Башкортостан или даже за пределы Российской Федерации. Путешествуя, дети привозят сувениры, буклеты, альбомы. Но вот рассказать или показать буклет, альбом о нашем городе не всегда представляется возможным. Мы с ребятами эту актуальную проблему начинаем решать в этом учебном году. Темой проектной работы будет "Город Уфа и его достопримечательности глазами детей". А продукт - Альбом-путеводитель по городу Уфа. Этот проект будет групповым, хотя дети вначале будут работать самостоятельно.
Второй этап - подготовительный. На данном этапе и
дёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности. Перед делением на группы необходимо объяснить, что есть лидер, художник, есть ученик, которому можно поручить сделать презентацию (при помощи родителей или учителя). Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения в любом коллективе. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы будем составлять альбом-путеводитель по городу, то мы будем искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и в Интернете. Составим план действий.Третий этап - информационно - операционный.
Здесь идёт реализация проекта. Собрав материал, вся информация будет перерабатываться, сортироваться. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.Четвёртый этап - рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Чтобы представить нашу работу, мы планируем выбрать одну из следующих форм: презентация на педагогическом совете, выступление для определённого круга лиц, выставка достижений, слайд-шоу."Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я не запомню, вовлеки меня - и я пойму". На мой взгляд, эта китайская пословица наиболее точно характеризует необходимость проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главное - вовлечь ребёнка в этот процесс.
Фото: результаты проекта "Мама, мамочка, мамуля" 1В класса МБОУ гимназия № 121 г. Уфы