1. Назначение КИМов - оценить уровень качества подготовки по курсу биология выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО с целью установления соответствия их знаний требованиям государственных образовательных стандартов по отдельным темам.
2. Документы, определяющие содержание КИМов.
Содержание КИМов определяется на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания начального общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России №?1236 от 19.05.1998).
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
3. Структура КИМов.
КИМ состоит из 21 задания по отдельной теме Основы учениия о наследственности и изменчивости курса биологии в форме тестов базового уровня, которые позволят выявить уровень подготовки выпускников и установить соответствие (или несоответствие) их знаний требованиям государственных образовательных стандартов.
Задания состоят из трех блоков: часть А содержит один верный ответ из четырех предложенных, задания части В состоят с выбором нескольких ответов, задания части С со свободным ответом.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые контрольными измерительными материалами | Обозначение задания в работе |
3 | Организм как биологическая система | ||
3.4. | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | А1 | |
3.4. | Основные генетические понятия и символика. | А2 | |
3.4. | Основные генетические понятия и символика. | А3 | |
3.4. | Современные представления о гене и геноме. | А4 | |
3.4. | Современные представления о гене и геноме. | А5 | |
3.4. | Основные генетические понятия и символика. | А6 | |
3.5. | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | А7 | |
3.5. | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | А8 | |
3.5. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). | А9 | |
3.5. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). | А10 | |
3.5. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). | А11 | |
3.5. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). | А12 | |
3.5. | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | А13 | |
3.5 | Решение генетических задач. Составление схем скрещивания | А14 | |
3.5. | Генетика человека. | А15 | |
3.5 | Генетика пола. | А16 | |
3.5 | Генетика человека. | С1 | |
3.6. | Закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. | В1 | |
3.6. | Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. | В2 | |
3.7. | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. | А17 | |
3.7. | Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. | А18 |
4. Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета.
Содержательные блоки | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу (%) |
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия и символика. | 4 | 4 | 16,67 |
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | 4 | 4 | 16,67 |
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно - и дигибридное скрещивание). | 4 | 4 | 16,67 |
Генетика пола. Генетика человека. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. | 6 | 7 | 29,16 |
Закономерности изменчивости. | 3 | 5 | 20,83 |
Итого: | 21 | 24 | 100% |
5. Перечень учебно-методических пособий.
При разработке заданий были использованы следующие учебно-методические пособия:
1. Антонова И.П., Щеголькова Е.Ю. Биология: Задания типа А единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2006.
2. Биология : ЕГЭ - 2007: реальные варианты / авт.сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Деркачева, Н.И. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М Издательство "Экзамен", 2007.
4. Деркачева, Н.И.ЕГЭ 2008. Биология. Выполнение заданий части 2 (В): учебно - методическое пособие. - М.: Издательство "Экзамен", 2008.
Г.С. Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова
5. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы 2007. - М.: Вентана - Граф, 2007.
6. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект - Центр, 2010. Г.С.Калинова, А.С.Мягкова, В.З.Резникова
7. Примерные программы по биологии для основной и средней (полной) школы (в соответствии со стандартом 2004 г.).
6. Время выполнения работы.
На выполнение тестовой работы отводится 40 минут.
7. План КИМов к заданиям по теме Основы учения о наследственности и изменчивости курса биологии для выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений ЯНАО.
Учащиеся каждого класса выполняют работу на два варианта (варианты равнозначны).
Порядковый номер задания | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания (разделы курса) | Код контролируемого элемента | Проверяемые умения | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Часть 1 (А) | ||||||
1 | А1 | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | 3.4. | 1.4. | 1 | 1 |
2 | А2 | Основные генетические понятия и символика. | 3.4. | 1.4. | 1 | 1 |
3 | А3 | Основные генетические понятия и символика. | 3.4. | 1.4. | 1 | 1 |
4 | А4 | Современные представления о гене и геноме. | 3.4. | 1.2.2. | 1 | 1 |
5. | А5 | Современные представления о гене и геноме. | 3.4. | 1.2.2. | 1 | 1 |
6. | А6 | Современные представления о гене и геноме. | 3.4. | 1.2.2. | 1 | 1 |
7. | А7 | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | 3.5. | 1.2.2. 2.3. |
1 | 1 |
8. | А8 | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | 3.5. | 1.2.2. 2.3. |
1 | 1 |
9. | А9 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). | 3.5. | 1.1.3. 1.1.4. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
10. | А10 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). | 3.5. | 1.1.3. 1.1.4. |
1 | 1 |
11. | А11 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). | 3.5. | 1.1.3. 1.1.4. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
12. | А12 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). | 3.5. | 1.1.3. 1.1.4. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
13. | А13 | Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. | 3.5. | 1.1.3. 1.1.4. 1.2.2. |
1 | 1 |
14. | А14 | Решение генетических задач. Составление схем скрещивания | 3.5. | 1.2.2. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
15. | А15 | Генетика человека. | 3.5. | 1.2.2. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
16. | А16 | Генетика пола. | 3.5. | 1.2.2. 1.4. 2.3. |
1 | 1 |
17. | А17 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. | 3.7. | 1.1.4. 1.2.2. 1.4. 2.1.4. |
1 | 1 |
18. | А18 | Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. | 3.7. | 1.1.4. | 1 | 1 |
19. | В1 | Закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. | 3.6. | 1.1.1. 1.1.3. 1.1.4. |
1 | 1 |
20. | В2 | Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. | 3.6. | 1.1.4 2.1.4. |
2 | 2 |
21. | С1 | Генетика человека | 3.5. | 1.4. 2.3. |
2 | 2 |
ИТОГО (заданий): | 21 | 24 |
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
При проверке работы считается общее количество набранных учеником баллов (каждое задание имеет свой максимальный балл). Набранное количество баллов переводится в проценты. Ориентировочные критерии перевода в пятибалльную систему
"отлично"?-?90-100 %,
"хорошо"?-?70-89 %,
"удовлетворительно"?-?50-69 %,
"не удовлетворительно"?-?менее 50 %.
Тестовая работа оценивается по пятибалльной системе.
За каждое верно выполненное задание - один балл (часть А), два балла (часть В и С) .
9. Дополнительные материалы и оборудование.
Не используются.
10. Условия проведения и проверки тестовой работы (требования к специалистам).
Во время выполнения тестовых заданий в аудиторию не допускаются специалисты по предмету, по которому проводится тестирование.
Использование единой инструкции по проведению тестовой работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
Проверку выполненных работ осуществляют учителя - предметники.
11. Матрица ответов.
11 класс биология
Обозначение задания в работе. |
Номер верного ответа. | |
I вариант | II вариант | |
А1 | 2 | 3 |
А2 | 2 | 4 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 2 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 3 | 1 |
А7 | 1 | 2 |
А8 | 3 | 3 |
А9 | 1 | 2 |
А10 | 2 | 3 |
А11 | 4 | 4 |
А12 | 1 | 4 |
А13 | 4 | 4 |
А14 | 2 | 4 |
А15 | 2 | 1 |
А16 | 2 | 2 |
А17 | 2 | 4 |
А18 | 4 | 1 |
В1 | 34 | 1245 |
В2 | 135 | 236 |
С1 | Дети могут иметь или первую или вторую группу крови в соотношении 1:1 | Мужчина, имеющий 2 группу крови не может быть отцом ребенка с 1 группой крови |