Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Один великий учёный сказал: "Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным". (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.
Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. А поможет мне оценивать команды справедливое жюри. (В жюри выбирается 2-3 учащихся старших классов.)
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений, задач, решаемых с помощью уравнений, что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Но вначале проверим домашнее задание. Это и будет нашим первым конкурсом.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс №1
Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям:
1 команда: (х -35) -18 = 17;
2 команда: 12 + (х + 34) = 83;
3 команда: 93 - (х + 56) = 8.
Составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.
А эти уравнения уже решены нашими учащимися на доске, поэтому проверим правильность. Кто может решить уравнение другим способом получит дополнительный балл.
Пока жури знакомятся с вашими задачами (Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.), мы проверим другое домашнее задание на слайде и найдем ошибки (задача с отрезками)
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Конкурс № 2 (устный счет)(слайды)
1. Найти корни уравнения:
а) x - 15 = 45
б )25 + x = 30
в) 56 - у = 27
2. Найдите значение выражения:
а) 143 - (43 + 100);
б) 863 - (163 + 387)
в) (157+227) - 127
г) (964 + 479) -264
3.Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:
а) x + 5718 = 9704
б) 3986 + y = 9704
в) 9704 - x = 3986
г) y - 3986 = 5718
Жюри подводит итоги 2конкурса.
III. Повторение изученного материала.
Конкурс №3
Найти значение выражения (слайд)
(147+n) - (m- 236)
Команда 1 n=173, m= 305
Команда 2 n=136, m= 362
Команда 3 n=204, m= 403
К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах. Кто решит первым и правильно, приносит своей команде 3 балла, второй - 2 балла, и третий - 1.
Жюри подводит итоги 3 конкурса.
Конкурс №4 (на листочках по 2 шт)
Составить уравнение по условию задачи и решить его.
1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах. Кто решит первым и правильно, приносит своей команде 3 балла, второй - 2 балла, и третий - 1.
Жюри подводит итоги 4 конкурса.
Конкурс №5 Тест
1 вариант.
Упростить выражение
98 - (с + 38)
А. 136 - с О. 60 - с В. 60 + с
Решить уравнение
х - 38 = 46
О.18 Р. 74 С. 84
Составьте выражение для решения задачи
"Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, ВК = 3 см."
Е. х - 3 М. х + 3 Л. 3 - х
Найдите значение выражения
26 + к - 16, если к = 9
Р. 51 Н. 19 З. 1
Составьте уравнение для решения задачи
"На дереве сидели грачи. После того как 23 грача улетели, а 48 - прилетели на дереве оказалось 84 грача. Сколько грачей сидело на ветке первоначально?"
Ь. (х - 23) + 48 = 84 Я. (х - 23) - 48 = 84 У. (х + 23) + 48 = 84
2 вариант
Упростить выражение
34 - (с + 14)
А. 48 - с О. 20 - с В. 20 + с
Решить уравнение
46 - х = 24
О. 2 Р. 70 С. 22
Составьте выражение для решения задачи
"Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АВ, если АК = х см, ВК = 13 см."
Е. х + 13 М. х - 13 Л. 13 - х
Найдите значение выражения
45 + к - 15, если к = 9
Р. 69 Н. 39 З. 21
Составьте уравнение для решения задачи
"В саду посадили 74 дерева, а срубили 28, после чего в саду оказалось 203 дерева. Сколько было деревьев первоначально?"
Ь. (х +74) - 28 = 203 Я. (х -74) - 28 = 203 У. (28 +74) - х = 203
У учащихся должно получиться слово "осень".
Проводится выставление оценок по тестам и разбор ошибок.
Жюри подводит итоги 5 конкурса.
IV. Итог соревнования.
Жюри объявляет итоги соревнования. Участникам выигравшей команды выдаются призы. Учитель подводит итог готовности учащихся к контрольной работе.