Урок математики по теме "Буквенные и числовые выражения. Уравнения". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.

Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Один великий учёный сказал: "Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным". (Блез Паскаль)

Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.

Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. А поможет мне оценивать команды справедливое жюри. (В жюри выбирается 2-3 учащихся старших классов.)

Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений, задач, решаемых с помощью уравнений, что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Но вначале проверим домашнее задание. Это и будет нашим первым конкурсом.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс №1

Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям:

1 команда: (х -35) -18 = 17;

2 команда: 12 + (х + 34) = 83;

3 команда: 93 - (х + 56) = 8.

Составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.

А эти уравнения уже решены нашими учащимися на доске, поэтому проверим правильность. Кто может решить уравнение другим способом получит дополнительный балл.

Пока жури знакомятся с вашими задачами (Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.), мы проверим другое домашнее задание на слайде и найдем ошибки (задача с отрезками)

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

Конкурс № 2 (устный счет)(слайды)

1. Найти корни уравнения:

а) x - 15 = 45

б )25 + x = 30

в) 56 - у = 27

2. Найдите значение выражения:

а) 143 - (43 + 100);

б) 863 - (163 + 387)

в) (157+227) - 127

г) (964 + 479) -264

3.Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:

а) x + 5718 = 9704

б) 3986 + y = 9704

в) 9704 - x = 3986

г) y - 3986 = 5718

Жюри подводит итоги 2конкурса.

III. Повторение изученного материала.

Конкурс №3

Найти значение выражения (слайд)

(147+n) - (m- 236)

Команда 1 n=173, m= 305

Команда 2 n=136, m= 362

Команда 3 n=204, m= 403

К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах. Кто решит первым и правильно, приносит своей команде 3 балла, второй - 2 балла, и третий - 1.

Жюри подводит итоги 3 конкурса.

Конкурс №4 (на листочках по 2 шт)

Составить уравнение по условию задачи и решить его.

1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?

2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?

3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?

К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах. Кто решит первым и правильно, приносит своей команде 3 балла, второй - 2 балла, и третий - 1.

Жюри подводит итоги 4 конкурса.

Конкурс №5 Тест

1 вариант.

Упростить выражение

98 - (с + 38)

А. 136 - с О. 60 - с В. 60 + с

Решить уравнение

х - 38 = 46

О.18 Р. 74 С. 84

Составьте выражение для решения задачи

"Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, ВК = 3 см."

Е. х - 3 М. х + 3 Л. 3 - х

Найдите значение выражения

26 + к - 16, если к = 9

Р. 51 Н. 19 З. 1

Составьте уравнение для решения задачи

"На дереве сидели грачи. После того как 23 грача улетели, а 48 - прилетели на дереве оказалось 84 грача. Сколько грачей сидело на ветке первоначально?"

Ь. (х - 23) + 48 = 84 Я. (х - 23) - 48 = 84 У. (х + 23) + 48 = 84

2 вариант

Упростить выражение

34 - (с + 14)

А. 48 - с О. 20 - с В. 20 + с

Решить уравнение

46 - х = 24

О. 2 Р. 70 С. 22

Составьте выражение для решения задачи

"Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АВ, если АК = х см, ВК = 13 см."

Е. х + 13 М. х - 13 Л. 13 - х

Найдите значение выражения

45 + к - 15, если к = 9

Р. 69 Н. 39 З. 21

Составьте уравнение для решения задачи

"В саду посадили 74 дерева, а срубили 28, после чего в саду оказалось 203 дерева. Сколько было деревьев первоначально?"

Ь. (х +74) - 28 = 203 Я. (х -74) - 28 = 203 У. (28 +74) - х = 203

У учащихся должно получиться слово "осень".

Проводится выставление оценок по тестам и разбор ошибок.

Жюри подводит итоги 5 конкурса.

IV. Итог соревнования.

Жюри объявляет итоги соревнования. Участникам выигравшей команды выдаются призы. Учитель подводит итог готовности учащихся к контрольной работе.

Приложение.