Цели:
- узнать о ягодах, сравнить малину и морошку;
- учиться работать с текстом, составлять краткую справку;
- совершенствовать навыки в разгадывании загадок;
- продолжить работу по изучению карты страны;
- развивать творческие способности.
Оборудование: презентация “Ягоды”, листы с текстами и иллюстрациями, пластилин, карта природных зон России.
Ход занятия
1. Организационный момент (звучит пение лесных птиц, шум ветра).
- Что вы представили, услышав звуки? (Лесной пейзаж)
2. Актуализация знаний. Определение темы.
- Отгадайте, о чём говорится:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ягода)
- Сегодня мы будем говорить о ягодах. Проверим, как вы знаете названия и особенности ягод. Отправляемся в деревню “Загадкино”.
- Вы на листочках проставляете порядковый номер и пишите отгадку. Определим знатока ягод.
1) Красны и зернисты,
Сладки и душисты.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (Малина)
2) Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит,
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
3) Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
4) Что за бусинка вот тут
На столбе повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло. (Брусника)
5) Низок и колюч,
Сладок, но не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
6) Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
7) На сучках висят шары –
Посинели от жары. (Слива)
8) В рот – красную кашку,
Изо рта – костяшку. (Вишня)
- Проверим ваши ответы. Победителем стал(и) …..
- На какие две группы можно разделить данные названия ягод? (Лесные, садовые)
3. Работа по теме урока.
- Посмотрим с вами презентацию “Ягоды” и вспомним внешний вид некоторых ягод.
- Для дальнейшей работы разделимся на 4 группы. Каждая получит свой конверт с заданием.
Конверт №1. Составьте краткую справку о малине.
Конверт №2. Составьте краткую справку о морошке.
Конверт №3. Сделайте поделку ягод из пластилина и найдите на карте место произрастания.
Конверт №4. Составьте справку о ягодах с медицинской точки зрения.
4. Физминутка.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки - вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
5. Продолжение работы.
- Ребята, выбирайте из статьи понятный вам материал. (Приложение)
- Заслушаем сообщения групп.
- Проверим, как ребята из пластилина вылепили модели ягод, пользуясь фотографиями.
- Покажите по карте места произрастания ягод.
- Составим в рабочих тетрадях таблицу сравнения - малины с морошкой.
Малина | Морошка | |
Вид растения | Полукустарник | Травянистое растение |
Стебель | Колючий | Без колючек |
Цветок | Мелкий | Крупный |
Цвет плода | Красный (розовый, бордовый) | Оранжевый |
- Вывод: каждая ягода по-своему хороша и полезна.
6. Итог
- Что узнали для себя нового?
7. Домашнее задание.
Составить краткие справки о других ягодах.
Нарисовать или слепить модель растения.
Сделать подборку песен или пословиц на тему “Ягоды”.
Создать презентацию.