Урок окружающего мира по теме "Ноябрь – зиме родной брат". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: способствовать формированию знаний учащихся о признаках осени в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков;

создать условия для формирования УУД -

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Этап урока Формирование предметных умений Формирование универсальных учебных действий
Организационный момент - Ребята, сегодня я вас приглашаю в гости к ... - Отгадайте, к кому?

Пусты поля.
Мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает?( осенью)

Дни стали короче.
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)

Итак, мы отправляемся в гости к Осени.

 
Актуализация знаний У каждого ребёнка на столе кленовые листочки трёх цветов для оценивания.

Угадайте, о каком месяце загадки:

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит.
И богат он урожаем.
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает,
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)

- Откройте учебник на странице 66.

Прочитайте тему урока.

"Ноябрь - зиме родной брат"

Прочитайте пословицы о ноябре.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь - сумерки года.

Ноябрь - бездорожник, то снег, то дождь, то дождь, то снег.

Приготовьте листочки -согласия( зелёный), сомнения(жёлтый), несогласия(красный)

Я знаю все времена года.

Я знаю осенние месяцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсудите эту пословицу с соседом (работа в паре)

- Почему так говорят?

(В ноябре холодно, как зимой)

Определение целей урока.   Как вы думаете, какова цель нашего урока? (выяснить, какие изменения произошли в ноябре в неживой природе и как они повлияли на живую природу)
Этап изучения нового материала.

1. Планирование.

Спланируйте наш урок.

(На доске записан план изучения темы в произвольном порядке, дети составляют план)

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой и живой природой.

4. Подведение итогов урока.

Вот словарь.

Прочитай, что означает это слово.(читающий ученик)

ИССЛЕДОВАТЬ

1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. И. законы природы.

2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н.

Сегодня на уроке будем изучать изменения в природе в ноябре.

На слайде - картинки с объектами природы (небо, орёл, ива, туча, дом, лиса, солнце и др.)

Какая картинка лишняя? (с изображением дома)

Как будем реализовывать намеченный план?

Выберите нужное действие:

бегать по улице, читать сказки, исследовать.

Где можно узнать, что означает это слово?

(из интернета, из энциклопедии, от взрослых)

 

 

 

 

 

Придумайте задание к картинкам.

(На какие группы можно распределить эти картинки?)

- Объекты неживой и живой природы.

Организуем наше исследование по группам: у кого на столах (рисунки) снежинки - 1гр., 2гр. - следы зверей, 3 гр. - перо, 4гр.- дерево

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка понимания

Задания для 1 группы - Какие изменения произошли в ноябре? -

Опорные слова или картинки (небо, солнце, облака, вода, осадки, температура воздуха).

Задания для 2 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова - белка, заяц, насекомые)

Задания для 3 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова -ласточки, утки, вороны)

Задания для 4 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова- деревья, цветы)

Отчёты по группам.

в ноябре -

1 группа: изменения в неживой природе,

2 группа: изменения в жизни зверей,

3 группа: изменения в жизни птиц,

4 группа: изменения в жизни растений

Обсудите, кто будет старшим в группе, кто будет выступать с отчётом.

распределите роли в группе. ( подсказка- старший в группе раздаёт задание - каждому достаётся картинка, каждый рассматривает свой объект)

Физминутка Игра на внимание "Дерево- кусты -трава"

- Если говорю -дерево- руки вверх,

Кусты - руки в сторону,

Трава - приседаем.

- Ребята, сделайте вывод, какие изменения произошли в живой и неживой природе?

Как вы думаете, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло?

Установление взаимосвязей при помощи стрелок (солнце ниже- дни короче - похолодание - частые осадки - голые деревья - нет щебетания птиц - смена шубок у зверей - нет насекомых)

Прочитай вывод (стр.66)

Рассказ "Лесные новости"

Какие пункты плана урока уже разобрали?

Каким будет следующий шаг?

Используйте знаки:

(изобразите схематично)

- Солнце низко над землёй, снежинки падают, лужа подо льдом, ветер пригибает дерево к земле и др.)-

Можно ли утверждать, что мы разобрали третий пункт плана?

Совпадают ли ваши наблюдения о ноябре с тем, что пишут в "Лесных новостях"?

Что интересного заметили? Обсудите с соседом по парте.

Соотнесите их с названиями: "Золотая осень", "Предзимье", "Середина осени"

Рефлексия учебной деятельности Рассмотрите картинки на стр.67.

Почему про осень нарисованы три разных рисунка?

Прочитайте слова (на стр.66)- дождливо, пасмурно, солнечно, сыро, безоблачно, ветрено.

Опишите картинку, используя эти слова.

В рабочей тетради (стр.28) придумай названия к картинкам.

Что нового узнали?

Что надо сделать, прежде чем закончить урок? (подвести итоги)

Какую цель ставили в начале урока?

Что делали для достижения поставленной цели?

(Приготовили оценочные листочки)

Самостоятельная работа

Поведение итогов урока

Какие задачи можно поставить перед собой каждому из вас, когда вы идёте по улице в школу? (наблюдать за погодой, за природой) Я читаю утверждения:

Исследование - это бесполезно.

Исследование - это интересно.

Урок показался мне длинным.

Я доволен своей работой.