Цели: способствовать формированию знаний учащихся о признаках осени в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков;
создать условия для формирования УУД -
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Этап урока | Формирование предметных умений | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент | - Ребята, сегодня я вас приглашаю в гости
к ... - Отгадайте, к кому? Пусты поля. Дни стали короче. Итак, мы отправляемся в гости к Осени. |
|
Актуализация знаний | У каждого ребёнка на столе кленовые
листочки трёх цветов для оценивания. Угадайте, о каком месяце загадки: Вслед за августом приходит, Королева наша, Осень, Кто тепло к нам не пускает, - Откройте учебник на странице 66. Прочитайте тему урока. "Ноябрь - зиме родной брат" Прочитайте пословицы о ноябре. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь - сумерки года. Ноябрь - бездорожник, то снег, то дождь, то дождь, то снег. |
Приготовьте листочки -согласия(
зелёный), сомнения(жёлтый), несогласия(красный) Я знаю все времена года. Я знаю осенние месяцы.
Обсудите эту пословицу с соседом (работа в паре) - Почему так говорят? (В ноябре холодно, как зимой) |
Определение целей урока. | Как вы думаете, какова цель нашего урока? (выяснить, какие изменения произошли в ноябре в неживой природе и как они повлияли на живую природу) | |
Этап изучения нового материала. 1. Планирование. |
Спланируйте наш урок. (На доске записан план изучения темы в произвольном порядке, дети составляют план) 1. Изменения в неживой природе. 2. Изменения в живой природе. 3. Взаимосвязь между неживой и живой природой. 4. Подведение итогов урока. Вот словарь. Прочитай, что означает это слово.(читающий ученик) ИССЛЕДОВАТЬ 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. И. законы природы.2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н.Сегодня на уроке будем изучать изменения в природе в ноябре. На слайде - картинки с объектами природы (небо, орёл, ива, туча, дом, лиса, солнце и др.) Какая картинка лишняя? (с изображением дома) |
Как будем реализовывать намеченный
план? Выберите нужное действие: бегать по улице, читать сказки, исследовать. Где можно узнать, что означает это слово? (из интернета, из энциклопедии, от взрослых)
Придумайте задание к картинкам. (На какие группы можно распределить эти картинки?) - Объекты неживой и живой природы. Организуем наше исследование по группам: у кого на столах (рисунки) снежинки - 1гр., 2гр. - следы зверей, 3 гр. - перо, 4гр.- дерево |
Изучение нового материала.
Проверка понимания |
Задания для 1 группы - Какие изменения
произошли в ноябре? - Опорные слова или картинки (небо, солнце, облака, вода, осадки, температура воздуха). Задания для 2 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова - белка, заяц, насекомые) Задания для 3 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова -ласточки, утки, вороны) Задания для 4 группы - Какие изменения произошли в ноябре? (Опорные слова- деревья, цветы) Отчёты по группам. |
в ноябре - 1 группа: изменения в неживой природе, 2 группа: изменения в жизни зверей, 3 группа: изменения в жизни птиц, 4 группа: изменения в жизни растений Обсудите, кто будет старшим в группе, кто будет выступать с отчётом. распределите роли в группе. ( подсказка- старший в группе раздаёт задание - каждому достаётся картинка, каждый рассматривает свой объект) |
Физминутка | Игра на внимание "Дерево- кусты -трава" - Если говорю -дерево- руки вверх, Кусты - руки в сторону, Трава - приседаем. - Ребята, сделайте вывод, какие изменения произошли в живой и неживой природе? Как вы думаете, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло? Установление взаимосвязей при помощи стрелок (солнце ниже- дни короче - похолодание - частые осадки - голые деревья - нет щебетания птиц - смена шубок у зверей - нет насекомых) Прочитай вывод (стр.66) Рассказ "Лесные новости" |
Какие пункты плана урока уже разобрали? Каким будет следующий шаг? Используйте знаки: (изобразите схематично) - Солнце низко над землёй, снежинки падают, лужа подо льдом, ветер пригибает дерево к земле и др.)- Можно ли утверждать, что мы разобрали третий пункт плана? Совпадают ли ваши наблюдения о ноябре с тем, что пишут в "Лесных новостях"? Что интересного заметили? Обсудите с соседом по парте. Соотнесите их с названиями: "Золотая осень", "Предзимье", "Середина осени" |
Рефлексия учебной деятельности | Рассмотрите картинки на стр.67. Почему про осень нарисованы три разных рисунка? Прочитайте слова (на стр.66)- дождливо, пасмурно, солнечно, сыро, безоблачно, ветрено. Опишите картинку, используя эти слова. В рабочей тетради (стр.28) придумай названия к картинкам. |
Что нового узнали? Что надо сделать, прежде чем закончить урок? (подвести итоги) Какую цель ставили в начале урока? Что делали для достижения поставленной цели? (Приготовили оценочные листочки) |
Самостоятельная работа Поведение итогов урока |
Какие задачи можно поставить перед собой каждому из вас, когда вы идёте по улице в школу? (наблюдать за погодой, за природой) | Я читаю утверждения: Исследование - это бесполезно. Исследование - это интересно. Урок показался мне длинным. Я доволен своей работой. |