Урок окружающего мира по теме "Моя малая родина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Маленькая родина все равно большая,
Ведь она одна единственная.
Ж. Ренар

Моя малая Родина: У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомления с традициями социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Почему мы остановились именно на этой теме?

Во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Во-вторых, в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического воспитания. Стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что "воспитание если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"

В.А.Сухомлинский утверждал, что "детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия"

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В-третьих, любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Мариинский район имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш край преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники увидели красоту родного края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

В-четвертых, работая по программе, которая включает в себя разделы краеведческого и народного характера. Наши наблюдения и некоторые результаты диагностики показывают, что дети не знают название села, в котором живут, а если и знают, то говорят с безразличием. Нам хочется вызвать у воспитанников чувство восхищения своей родиной, гордости за нее.

В своей деятельности мы опираемся на государственную программу "Дошкольнику - об истории и культуре России" Г.Н.Данилиной, на труды А.В.Алешиной "Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью", "Знакомим дошкольников с родным городом", а также на идеи В.А.Сухомлинского, отраженные в его книге "Родина в сердце".

Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И нам хочется передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного края, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: "В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы". Нам хочется, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Основная идея заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Из выше указанного следует, что в воспитании дошкольников наиболее приоритетным направлением остается патриотическое и гражданское воспитание. Программа по которой я работаю, позволяет этот процесс сделать интересным, увлекательным, полезным и способствует привлечению родителей к педагогической деятельности.

Цель педагогической работы - воспитание у детей старшей группы любви к родному краю, его истории и культуре. краю, его истории и культуре.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своей малой родине
  • формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение и гордость
  • познакомить детей с культурным наследием родного края
  • предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими селянами, участниками жизни села
  • просвещать молодых родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного края.

В процессе изучения данной темы ребята должны овладеть определенным кругом знаний. Умений и навыков.

К концу года ребенок мог:

  1. Знать название села в котором живет
  2. Безошибочно покажет герб Мариинска
  3. Знает название многих улицей села объяснит в честь кого они названы.
  4. Называет главные объекты села и основные профессии людей этих предприятий.
  5. Умеет отличать архитектурные сооружения прошлых времен от современных построек.
  6. Расскажет о земляках, прославивших наш край.
  7. Знает название областного центра и герб Кемеровской области.

Была разработана диагностическая карта и разработаны критерии к ней (см. приложение 1).

Именно эти критерии заставили меня более подробно остановиться на данной теме. Два года назад, перед началом работы над этой темой я провела анкетирование среди родителей (см приложение 5).

Результаты анкетирования показали, что на начало 2020- 2011 учебного года

1 ребенок - 14% имел высокий уровень

4 ребенка - 58% имели средний уровень

2 ребенка - 28% имели низкий уровень

Программа М.А.Васильевой в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром составлена по 4 разделам. А так как патриотическое воспитание является приоритетным направлением в моей деятельности, то на раздел "Родная страна" я выделила 12 часов в год, ежемесячно проводя 1-2 занятия.

Процесс воспитания - процесс не прерывный и основывается на взаимодействий нескольких компонентов. Планируя работу по патриотическому воспитанию я выделила 3 направления это:

  • работа с детьми
  • работа с родителями
  • работа с социумом

Работа с детьми.

Разнообразные формы занятий позволяют сделать занятия интересными. Но работа с детьми это не только умело спланированное и проведенное занятие это еще и общее в неформальной обстановке, во время прогулок, в процессе игрового времени. Я в своей деятельности использую следующие формы работы экскурсии - живые впечатления;

Согласно поговорке "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Строим работу с дошкольниками в форме путешествий по родному селу. Путешествия по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, любуясь красотой, узнавая много нового, учась беречь и любить свою малую родину.

Вот некоторые из них

  • целевая прогулка по близлежащим улицам села
  • экскурсия к зданию школы на праздник "День знаний"
  • экскурсия в библиотеку
  • пешеходная прогулка по площади у Дома культуры
  • возложение цветов к памятнику погибшим воинам
  • экскурсия в мини музей.

Тематика этих экскурсий может быть различий (см приложение 8). Все прогулки и экскурсии я старалась организовать в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному Путешествие началось с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности. Старались выяснить, почему они находятся в таком плачевном состоянии, как сделать так, чтобы не разрушилось то, что еще осталось для игр, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается:

Эти детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему. Следующее наше путешествие было к жилому дому, который находится рядом с детским салом. Мы выяснили, кто сделал этот дом, для кого, из чего он сделан, сколько в нем этажей, каков его внутреннее устройство. Очень понравилась детям целевая прогулка на детскую площадку на территории школы. Воспитанники с восторгом рассматривали спортивные сооружения, красиво и с фантазией оформленные клумбы. Мы беседовали ,о правилах поведения выясняли, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились ценить и уважать чужой труд, конечно же, любовались этой красотой, от которого село стало еще краше. Целевые прогулки к Дому культуры, в библиотеку, в школу помогли рассмотреть здания социального назначения, познакомиться с рядом различных профессий. В библиотеке мы не только рассмотрели само здание, но и посетили краеведческий мини музей, где дети знакомились с бытом селян в прошлом, они рассматривали утюги, скалки, сундуки, старинную одежду и другое. Мы побывали у памятника воинам-освободителям. Я рассказала своим воспитанникам для чего сюда приходят люди, старалась с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда. Дети внимательно слушали, задавали вопросы, возлагали цветы. Перед многими экскурсиями, чтобы они были доступны детям я проводила предварительную работу, например "Что такое музей?". После путешествия по селу я с детьми создавала схематические планы-карты посещаемых мест для того, чтобы развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении игры для закрепления знаний и впечатлений.

Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, именно играя дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Особенно эффективными являются дидактические игры. Например Д/и "Узнай, где я сейчас нахожусь", д\и "Разложи и назови правильно рода войск", д/и "Разбитая картинка", д/и "Узнай герб Мариинска среди других и др."

Особое место в совей работе я уделяю беседам, которые можно проводить как с одними детьми, так и совместно с родителями, как индивидуальные, так и групповые. Беседы не обязательно часть занятия. Это может быть как самостоятельная форма работы. (см Приложение 2)

Путешествия по родному селу на занятиях.

Свои путешествия по селу продолжить на занятиях, которые взаимосвязаны с экскурсиями, дополняют и обогащают их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, я проводила занятия в определенной последовательности: настоящее села, село в прошлом, район в котором мы живем. На первом занятии мы путешествовали по знакомым детям родным местам, выяснили значение слова "родной", "Родина". Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего села. Занятия по этой теме вызывали некоторую трудность, так как наглядного материала не было, чтобы преподнести знания доступно, интересно совместно с родителями мы собрали небольшую коллекцию фоторепортажей, из которых и были изготовлены наглядные пособия.

Просвещение родителей через детей.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Отчасти эту работу можно провести через детей.

Организация современных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, изготовление макета своей улицы, сбор материала о родном крае, выращивание комнатных цветов для групп. Все это объединяет родителей детей, обогащает общение между ними и добавит радость. Кроме этого я провела для родителей консультации на тему "Семейный маршрут выходного дня", родительское собрание в форме устного журнала "Учим детей знать, любить и беречь свой край (см приложение 6), выставку родительских увлечений. В результате совместная работы с родителями помогла закрепить знания детей о родном крае, папы и мамы стали главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Год кропотливой работы принес свои результаты. По тем же диагностическим картам было проведено тестирование на конец года. 100% детей называют село в котором живут, смогут найти изображение герба города Мариинска в окружении действительности 86%, 14 испытывают затруднения, осмысленно об истории возникновения родного села рассказывают 55% детей, 28% знают историю села, но допускают неточности, 14% не могут сообщить никакой информации. 72% детей имею хорошие знания о микрорайонах и улицах села, у 28% это вызывает небольшие затруднения. 72% детей называю промышленные объекты родного села, 14% дополняют свой рассказ из своих личных наблюдений, а 14% детей знают только место работы родителей. Хорошо знакомы с памятниками села 54%, 36% допускают ошибки и 10% не могут ни показать, ни назвать. О знаменитых земляках села рассказывают 58% , 28% допускают ошибки и 14% не могут назвать знаменитых людей. Эмоционально расскажут о достопримечательностях села 58% детей, 48% покажут на фотографиях.

Вывод:

В итоге уровень следующий

  • 43% детей имеют прочные знания о родном селе
  • 43% допускают неточности
  • 14% (1 ребенок) имеют очень слабые знания в связи с стоянием здоровья, но эмоциональный отклик на увиденное и услышанное о родном селе в большинстве случаев у ребенка наблюдается.

Таким образом, предложенные мною методы, формы и приемы педагогической деятельности имеют положительные результаты. И в дальнейшем я буду работать в этом направлении не останавливаясь на достигнутом.

Наша страна много растеряла за последние десятилетия. Но не время винить кого-то за то, что светлое оказалось черном, что превозносились материальные ценности в ущерб духовным, что создавался культ насилия и разврата, что слово "Родина" стало чуть ли - не ироничным.

И время "разбрасывания камней" прошло, наступило новое время "собирание камней" - единения всего российского народа под флагом национальной идеи возрождения Великой Державы, создания гражданско-правового общества, возвеличивание исконно российских нравственных качеств: миролюбия, жертвенности, патриотизма.

Нам все еще есть чем гордиться, и, опираясь на ценностные сбережения, мы можем обеспечить продвижение вперед к цивилизованному обществу. Мы твердо убеждены, что только в единстве и взаимодействии семьи, всех социальных институтов и государства можно достигнуть благополучия страны, высокой нравственности и культуры общества, полноценного патриотического сознания народа. Будем смотреть вперед и строить вместе свою жизнь - такую, какая она нужна каждому и всей и всей все еще Великой Державе. А построить такую жизнь смогут лишь граждане - патриоты России. Заботясь о воспитании патриотов, мы заботимся о будущем народа и всей страны нашей.

Сегодняшние дошколята - это будущие строители, инженеры, рабочие, служащие, депутаты, руководители. Какими они вырастут? Будут ли гордиться своей страной, станут ли преумножать ее богатства и заботиться о ее процветании? Все зависит от нас - воспитывающих взрослых. И наш успех зависит от решения задач первостепенной важности.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Закон Российской федерации "Об образовании".
  2. Научно-практический журнал "Управление образовательным учреждением" №1, 2005г., стр. 79, 16, 24.
  3. Подпрограмма МО РФ государственной программы "патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 гг."
  4. Васильевой М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Москва Мозаик - Синтез 2007 год.
  5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  6. Жуковская Р.И.. Родной край. М.: Просвещение, 1990.
  7. Картушина М.Ю. День победы. М., 2003.
  8. Комратова Н.Г.. Мир, в котором я живу. М.: Творческий центр "Сфера",2006г.
  9. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. М., 2007.
  10. Мулько И.Ф.. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет. М.: Творческий центр "Сфера", 2006г.
  11. С чего начинается Родина? Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., 2005.

Приложения.