Сегодня очень трудно представить себе жизнь без обуви, тапочки, туфли, сапоги, сандалии, ни один вид одежды не имеет столько разнообразных форм и фасонов. Хотя на заре истории человечества люди обувью не пользовались. С развитием цивилизации все изменилось.
Ношение обуви - важно с функциональной точки зрения, но первоначально ее не носили постоянно, а надевали только в случаях необходимости. Она защищала от непогоды, холода или жары, порезов, укусов животных, контактов с опасными растениями.
Большим недостатком ношения обуви является то, что она ограничивает естественную подвижность не только стопы, но и ноги в целом, а также снижает ее гибкость. Это приводит к деформации стопы и развитию ряда заболеваний. Ходьба босиком может в значительной степени избавить нас от многих заболеваний. Да и вообще принести большую пользу вашему здоровью.
Ходьба босиком влияет на:
- Укрепление мышц. Ходьба босиком укрепляет группы мышц нижней части тела, особенно стоп, голеней и бедер. Мелкие мышцы, расположенные в этих частях тела не растягиваются должным образом, когда вы носите обувь. Хождение босиком снимает напряжение с мышц, которое вызвано постоянным ношением обуви и делает их более сильными и гибкими. Это не только улучшает взаимодействие между различными группами мышц, суставами и костями, но и предотвращает их возможное повреждение во время ходьбы или бега.
- Правильная работа с суставов. Прогулки без обуви положительно влияют на состояние суставов. Когда вы носите обувь (особенно с высоким каблуком или на толстой подошве), то изменяете естественное положение суставов, фактически их деформируя. Хождение босиком гарантирует правильное положение коленного сустава, тазобедренного сустава и сочленения позвонков в нижнем поясничном отделе. Ваше тело находится в удобном положении, а неестественная нагрузка с суставов снимается, они активно отдыхают, работая в правильном (естественном) положении.
- Исправление осанки. Регулярное ношение обуви нередко приводит к недоразвитости мышцы ног. Это оказывает негативное влияние на всю осанку и может приводить к болям в спине. Прогуливаясь босиком, вы тонизируете мышцы ног, повышаете их гибкость и силу, что позволяет регулировать физическую структуру всего костяка и в особенности позвоночника. Если у вас есть боли в спине или позвоночник был травмирован, то регулярные прогулки босиком могут помочь ликвидировать эти неприятные последствия.
- Снижение риска деформаций стоп в детском возрасте. В долгосрочной перспективе, хождение без обуви в детском возрасте даст возможность нормально развиваться стопе и пальцам ног ребенка. Таким образом, шансы на развитие в будущем различных деформаций стоп (особенно плоскостопия) существенно снижается. Кроме того, это помогает детям развивать сильные арки стоп, что повышает способность держать равновесие, позволяет меньше уставать при ходьбе и беге, а также делает ноги ребенка более ловкими.
Ходьбу босиком широко использую наряду с другими средствами закаливания для оздоровления детей всех возрастов. В разработанном мною уроке "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни" все упражнения и задания, а также и игры выполняются босиком.
Тип урока: Сюжетно-игровой.
Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.
Задачи урока:
- Раскрыть значение выражения: "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни".
- Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения.
- Укрепить мышцы стопы с целью предупреждения развития плоскостопия.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения: Спортивный зал.
Инвентарь: Ребристая доска, гимнастические( скамейки, палки, коврики с пуговицами, маты и стена), скакалка с мешочком, обручи, скакалки, воздушные шарики, теннисные ракетки, волейбольная сетка, маленькие фигурки ( кубики, шарики, ягодки, рыбки, мягкие игрушки), стулья, газеты, маленькие мячи.
Ход урока
Части урока, время. | Основные методы и приемы, ключевые слова, формы организации. | Содержание и дозировка упражнений. |
Подготовительная часть (15 мин) |
Учитель. - Как вы думаете, босиком ходить полезно? (Ответы детей). - История босохождения весьма любопытна. В Древней Греции, где физическая культура находилась на большой для того времени высоте, хождение босиком являлось своего рода культом. Оно было обязательным для воинов и входило в систему их закаливания. По воспоминаниям современников, прославленный русский полководец А.В.Суровцев ежедневно по утрам, даже в сильные морозы, совершал прогулки босиком, после чего обливался холодной водой. Любителям походить босиком, в том числе и по снегу, были А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.П.Павлов, Г.С.Котовский и многие значимые люди. Известно немало людей, которые в наши дни не забыли этого древнего способа закаливания. В результате многие из них избавились от тяжелых недугов, забыли, что такое простудные заболевания. Так и появилось крылатое выражение: " Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни" - Ребята, а вы любите ходить босиком? - А сейчас я предлагаю всем разуться и поиграть вместе со мной. - Сначала мы сделаем разминку для наших стоп. Хождение босиком по гладкой и неровной поверхности вызывает сокращение мышц, удерживающих свод стопы, и прежде всего мышц подошвенной стопы, сгибающих пальцы ног. Это приводит к их усиленному развитию, укреплению сухожилий и связок. Вот почему босохождение можно считать эффективным средством профилактики и лечения плоскостопия. Форма организации - поточная. |
1. Построение учащихся. 2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. 3. Беседа. (2-3 мин) |
Игра способствует развитию ловкости, координации движений. | 4. Комплекс упражнений для
профилактики и коррекции плоскостопия. Полоса препятствий: Ходьба на носках. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки на пояс; держать туловище прямо. Ходьба по внешней стороне ступни с поджатыми внутрь пальцами - по ребристой доске. Ходьба по наклонной плоскости. Ходьба по гимнастической палке в медленном темпе (" переход через речку по узенькому мосту"). Ходьба по коврику с пуговицами. Лазанье по гимнастической стенке с наступанием на рейку серединой стопы. Ходьба по мату. Переход на бег по мягкой поверхности. ( 1мин.) Ходьба с различными движениями рук. (5 мин ) |
|
5. Игра "Удочка" Играющие становятся в круг. Учитель - внутри круга с длинной скакалкой, к одному концу которой привязан небольшой мешочек с песком. Вращая скакалку, учитель старается задеть мешочком кого-либо из ребят, стоящих в круге. Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами.(1-1.5мин) Спокойная ходьба врассыпную с перекатом с пятки на носок. (4мин). |
||
Основная часть (20 мин) | Игра на развитие координации движений, внимания. | 6. Игра" Скворечники". Для проведения этой игры необходимо приготовить обручи либо скакалки. Из обручей или скакалок делают "домик". В каждом пара "скворцов". Число играющих должно быть нечетным, один игрок остается без "дома". По сигналу: "Скворцы летят" - играющие бегут по площадке. По сигналу: "Скворцы прилетели!" - дети - "скворцы" бегут в "скворечники" и размещаются в них по двое. Занимать можно любой скворечник. Тот, кто опоздал, - остается без "дома"(5мин). |
Упражнения из комплекса дыхательной гимнастики. Все упражнения направлены на укрепление дыхательных мышц; увеличение силы и скорости выдоха. | 7. Упражнение "Одуванчик" На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерок прошуршал. И развеял этот шар. И.п.- о.с. 1 фаза - продолжительный выдох через рот со звуком "ф-ф" (сдуть пушинки с одуванчика); 2 фаза - пауза; 3 фаза - выдох (повторить 4 раза) (4мин). |
|
Игра направлена на развитие силы, ловкости, внимания и умения рассчитывать силы во время броска. | 8. Игра" Воздушный волейбол". Участвуют две команды, дети играют в волейбол с помощью ракеток, а вместо мячей - надувные шарики. Команда, на чьей стороне упал шарик, проигрывает. Побеждает команда, получившая к концу игры меньше штрафных очков (5 мин). |
|
Методические указания. Выдох через рот должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то есть он никогда не выполняется до предела. Воздух выдохнуть упругой, плавной , ровной на всем протяжении выдоха струей, которая не должна прерываться. Внимание фиксировать на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох; пауза должна быть естественной и приятной. Вдох осуществляется автоматически носом, не затягивая воздух, бесшумно.
Игра направлена на развитие координации движений, гибкости, ловкости |
9. Упражнения дыхательной гимнастики И.п. - лежа на спине, руки внизу, мышцы расслаблены, глаза закрыты. 1 фаза - выдох через рот со звуком "пф"; 2 фаза - пауза (детей просят несколько секунд не дышать до появления естественного желания сделать вдох); 3 фаза - вдох через нос (непроизвольно) Выполнить в течение 1 мин. 10. Игра "Кто больше соберет предметов?" По полу рассыпаны мелкие предметы (теннисные шарики, кубики, фигурки ягодок и рыбок, маленькие мягкие игрушки). С помощью пальцев ног надо собрать "предметы" в корзинки (5мин). |
|
Заключительная часть (5 мин) | Учитель. Упражнения для профилактики плоскостопия можно выполнять и дома во время подготовки домашнего задания. (Учитель показывает упражнения). Учитель выполняет, и дети повторяют за учителем все упражнения.
Опрос учащихся: - Где можно и где нельзя ходить босиком? (Дети приводят примеры) - Как надо беречь ноги? (Дети коротко отвечают на вопрос) |
Упражнение "Балерина". 1.И.п.- сидя на стуле , ноги поставить на пальчики (пуанты). На пуантах, словно балерина, шагать вперед, пока ноги не встанут полностью на всю ступню. Вернуться в и.п. Затем шажками прошагать, "рисуя различные фигуры" - "солнышко" "елочку", "домик". "Обезьянки берут орешки". Захват малого мяча ступнями ног. "Обезьянки читают газету". Пальчиками ног рвать газету на части. (3мин). Домашнее задание - Повторить упражнения для профилактики плоскостопия ( "балерина", "обезьянки берут орешки", "обезьянки читают газету) (2 мин). |
Литература.
- Исаев, С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие/С.А.Исаев. - М.: Айрис- пресс, 2009.-48с.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. -152с.
- Тихомирова, Л.Ф. Как формировать у школьника здоровый образ жизни./ Л.Ф. Тихомирова; худож. С.П. Павлычева. - Ярославль: Академия развития, 2007.-192 с.
- Авилова С. А., Калинина Т.В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт.-сост. С.А.Авилова. - Волгоград: Учитель, 2008. -111 с.