Урок здоровья по физической культуре "Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 1


Сегодня очень трудно представить себе жизнь без обуви, тапочки, туфли, сапоги, сандалии, ни один вид одежды не имеет столько разнообразных форм и фасонов. Хотя на заре истории человечества люди обувью не пользовались. С развитием цивилизации все изменилось.

Ношение обуви - важно с функциональной точки зрения, но первоначально ее не носили постоянно, а надевали только в случаях необходимости. Она защищала от непогоды, холода или жары, порезов, укусов животных, контактов с опасными растениями.

Большим недостатком ношения обуви является то, что она ограничивает естественную подвижность не только стопы, но и ноги в целом, а также снижает ее гибкость. Это приводит к деформации стопы и развитию ряда заболеваний. Ходьба босиком может в значительной степени избавить нас от многих заболеваний. Да и вообще принести большую пользу вашему здоровью.

Ходьба босиком влияет на:

  • Укрепление мышц. Ходьба босиком укрепляет группы мышц нижней части тела, особенно стоп, голеней и бедер. Мелкие мышцы, расположенные в этих частях тела не растягиваются должным образом, когда вы носите обувь. Хождение босиком снимает напряжение с мышц, которое вызвано постоянным ношением обуви и делает их более сильными и гибкими. Это не только улучшает взаимодействие между различными группами мышц, суставами и костями, но и предотвращает их возможное повреждение во время ходьбы или бега.
  • Правильная работа с суставов. Прогулки без обуви положительно влияют на состояние суставов. Когда вы носите обувь (особенно с высоким каблуком или на толстой подошве), то изменяете естественное положение суставов, фактически их деформируя. Хождение босиком гарантирует правильное положение коленного сустава, тазобедренного сустава и сочленения позвонков в нижнем поясничном отделе. Ваше тело находится в удобном положении, а неестественная нагрузка с суставов снимается, они активно отдыхают, работая в правильном (естественном) положении.
  • Исправление осанки. Регулярное ношение обуви нередко приводит к недоразвитости мышцы ног. Это оказывает негативное влияние на всю осанку и может приводить к болям в спине. Прогуливаясь босиком, вы тонизируете мышцы ног, повышаете их гибкость и силу, что позволяет регулировать физическую структуру всего костяка и в особенности позвоночника. Если у вас есть боли в спине или позвоночник был травмирован, то регулярные прогулки босиком могут помочь ликвидировать эти неприятные последствия.
  • Снижение риска деформаций стоп в детском возрасте. В долгосрочной перспективе, хождение без обуви в детском возрасте даст возможность нормально развиваться стопе и пальцам ног ребенка. Таким образом, шансы на развитие в будущем различных деформаций стоп (особенно плоскостопия) существенно снижается. Кроме того, это помогает детям развивать сильные арки стоп, что повышает способность держать равновесие, позволяет меньше уставать при ходьбе и беге, а также делает ноги ребенка более ловкими.

Ходьбу босиком широко использую наряду с другими средствами закаливания для оздоровления детей всех возрастов. В разработанном мною уроке "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни" все упражнения и задания, а также и игры выполняются босиком.

Тип урока: Сюжетно-игровой.

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.

Задачи урока:

  • Раскрыть значение выражения: "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни".
  • Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения.
  • Укрепить мышцы стопы с целью предупреждения развития плоскостопия.

Время проведения: 45 мин.

Место проведения: Спортивный зал.

Инвентарь: Ребристая доска, гимнастические( скамейки, палки, коврики с пуговицами, маты и стена), скакалка с мешочком, обручи, скакалки, воздушные шарики, теннисные ракетки, волейбольная сетка, маленькие фигурки ( кубики, шарики, ягодки, рыбки, мягкие игрушки), стулья, газеты, маленькие мячи.

Ход урока

Части урока, время. Основные методы и приемы, ключевые слова, формы организации. Содержание и дозировка упражнений.
 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная часть

(15 мин)

Учитель.

- Как вы думаете, босиком ходить полезно?

(Ответы детей).

- История босохождения весьма любопытна.

В Древней Греции, где физическая культура находилась на большой для того времени высоте, хождение босиком являлось своего рода культом. Оно было обязательным для воинов и входило в систему их закаливания.

По воспоминаниям современников, прославленный русский полководец А.В.Суровцев ежедневно по утрам, даже в сильные морозы, совершал прогулки босиком, после чего обливался холодной водой. Любителям походить босиком, в том числе и по снегу, были А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.П.Павлов, Г.С.Котовский и многие значимые люди.

Известно немало людей, которые в наши дни не забыли этого древнего способа закаливания. В результате многие из них избавились от тяжелых недугов, забыли, что такое простудные заболевания.

Так и появилось крылатое выражение: " Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни"

- Ребята, а вы любите ходить босиком?

- А сейчас я предлагаю всем разуться и поиграть вместе со мной.

- Сначала мы сделаем разминку для наших стоп.

Хождение босиком по гладкой и неровной поверхности вызывает сокращение мышц, удерживающих свод стопы, и прежде всего мышц подошвенной стопы, сгибающих пальцы ног. Это приводит к их усиленному развитию, укреплению сухожилий и связок. Вот почему босохождение можно считать эффективным средством профилактики и лечения плоскостопия.

Форма организации - поточная.

1. Построение учащихся.

2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока.

3. Беседа. (2-3 мин)

Игра способствует развитию ловкости, координации движений. 4. Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

Полоса препятствий:

Ходьба на носках. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки на пояс; держать туловище прямо.

Ходьба по внешней стороне ступни с поджатыми внутрь пальцами - по ребристой доске.

Ходьба по наклонной плоскости.

Ходьба по гимнастической палке в медленном темпе (" переход через речку по узенькому мосту").

Ходьба по коврику с пуговицами.

Лазанье по гимнастической стенке с наступанием на рейку серединой стопы.

Ходьба по мату.

Переход на бег по мягкой поверхности. ( 1мин.)

Ходьба с различными движениями рук. (5 мин )

5. Игра "Удочка"

Играющие становятся в круг. Учитель - внутри круга с длинной скакалкой, к одному концу которой привязан небольшой мешочек с песком. Вращая скакалку, учитель старается задеть мешочком кого-либо из ребят, стоящих в круге. Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами.(1-1.5мин)

Спокойная ходьба врассыпную с перекатом с пятки на носок. (4мин).

Основная часть (20 мин) Игра на развитие координации движений, внимания. 6. Игра" Скворечники".

Для проведения этой игры необходимо приготовить обручи либо скакалки.

Из обручей или скакалок делают "домик". В каждом пара "скворцов". Число играющих должно быть нечетным, один игрок остается без "дома". По сигналу: "Скворцы летят" - играющие бегут по площадке. По сигналу: "Скворцы прилетели!" - дети - "скворцы" бегут в "скворечники" и размещаются в них по двое. Занимать можно любой скворечник. Тот, кто опоздал, - остается без "дома"(5мин).

Упражнения из комплекса дыхательной гимнастики. Все упражнения направлены на укрепление дыхательных мышц; увеличение силы и скорости выдоха. 7. Упражнение "Одуванчик"

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерок прошуршал. И развеял этот шар.

И.п.- о.с.

1 фаза - продолжительный выдох через рот со звуком

"ф-ф" (сдуть пушинки с одуванчика);

2 фаза - пауза;

3 фаза - выдох

(повторить 4 раза) (4мин).

Игра направлена на развитие силы, ловкости, внимания и умения рассчитывать силы во время броска. 8. Игра" Воздушный волейбол".

Участвуют две команды, дети играют в волейбол с помощью ракеток, а вместо мячей - надувные шарики. Команда, на чьей стороне упал шарик, проигрывает. Побеждает команда, получившая к концу игры меньше штрафных очков (5 мин).

Методические указания.

Выдох через рот должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то есть он никогда не выполняется до предела. Воздух выдохнуть упругой, плавной , ровной на всем протяжении выдоха струей, которая не должна прерываться. Внимание фиксировать на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох; пауза должна быть естественной и приятной. Вдох осуществляется автоматически носом, не затягивая воздух, бесшумно.

 

 

Игра направлена на развитие координации движений, гибкости, ловкости

9. Упражнения дыхательной гимнастики

И.п. - лежа на спине, руки внизу, мышцы расслаблены, глаза закрыты.

1 фаза - выдох через рот со звуком "пф";

2 фаза - пауза (детей просят несколько секунд не дышать до появления естественного желания сделать вдох);

3 фаза - вдох через нос (непроизвольно)

Выполнить в течение 1 мин.

10. Игра "Кто больше соберет предметов?"

По полу рассыпаны мелкие предметы (теннисные шарики, кубики, фигурки ягодок и рыбок, маленькие мягкие игрушки). С помощью пальцев ног надо собрать "предметы" в корзинки (5мин).

Заключительная часть (5 мин) Учитель.

Упражнения для профилактики плоскостопия можно выполнять и дома во время подготовки домашнего задания.

(Учитель показывает упражнения).

Учитель выполняет, и дети повторяют за учителем все упражнения.

 

Опрос учащихся:

- Где можно и где нельзя ходить босиком? (Дети приводят примеры)

- Как надо беречь ноги? (Дети коротко отвечают на вопрос)

Упражнение "Балерина".

1.И.п.- сидя на стуле , ноги поставить на пальчики (пуанты). На пуантах, словно балерина, шагать вперед, пока ноги не встанут полностью на всю ступню. Вернуться в и.п. Затем шажками прошагать, "рисуя различные фигуры" - "солнышко" "елочку", "домик".

"Обезьянки берут орешки". Захват малого мяча ступнями ног.

"Обезьянки читают газету". Пальчиками ног рвать газету на части.

(3мин).

Домашнее задание

- Повторить упражнения для профилактики плоскостопия ( "балерина", "обезьянки берут орешки", "обезьянки читают газету) (2 мин).

Литература.

  1. Исаев, С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие/С.А.Исаев. - М.: Айрис- пресс, 2009.-48с.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. -152с.
  3. Тихомирова, Л.Ф. Как формировать у школьника здоровый образ жизни./ Л.Ф. Тихомирова; худож. С.П. Павлычева. - Ярославль: Академия развития, 2007.-192 с.
  4. Авилова С. А., Калинина Т.В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт.-сост. С.А.Авилова. - Волгоград: Учитель, 2008. -111 с.