Открытый урок музыкальной литературы на тему "Русская музыкальная культура XVIII века". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель урока: сделать обзор направлений в русском искусстве 18 века с акцентом на музыкальную культуру, подготовить учащихся к изучению творчества Д.С. Бортнянского.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с именами выдающихся деятелей различных видов искусств: литературы, живописи, скульптуры, музыки;
  2. Составить представление учащихся об эпохе 18 века: стилях, направлениях, быте, жанрах.

Ход урока

1. Блиц опрос по теме: «Русская музыка с древних времён и до XVIII века» - 5 минут.

Каковы истоки русской музыки?

Где и когда зародилась профессиональная музыка в России?

Что такое знаменное пение? Партесное пение? Кант?

Какие новые жанры появились в XVI- XVII веке в песенном фольклоре и светском искусстве?

2. Объяснение новой темы – 35 минут (в ходе объяснения новой темы необходимо записать на доске и в тетради учащихся имена выдающихся деятелей данной эпохи, особенности барокко и классицизма и их представителей в русском искусстве, а также желательно использование портретов деятелей искусства данной эпохи, иллюстраций и других материалов).

Мы продолжаем знакомство с эпохой становления русского искусства доклассического периода.

XVIII век многие философы и мыслители называли «веком разума и просвещения». В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха общественно-исторических сдвигов, острой борьбы с феодально-монархическими устоями и мощных народных движений. С эпохой Просвещения связаны лучшие завоевания науки, культуры, идеологии того времени. Этот период в истории культуры ознаменован деятельностью крупнейших философов и писателей века – Дидро, Гольбаха, Вольтера, Руссо, Лессинга, Гёте, Шиллера, Ломоносова, Радищева.

Новый период возникает в русской культуре, пережившей на рубеже XVII – XVIII веков знаменательный перелом. Русское искусство вступает на путь общеевропейского развития. В течении XVIII века Россия сумела активно войти в процесс движения мировой культуры, создать национальные школы, утвердившиеся в литературе, поэзии, архитектуре, живописи, театре, музыке. К концу столетия успехи русского искусства достигают огромных результатов. Об этом говорят имена великих русских писателей Державина. Фонвизина, Крылова, Карамзина; живописцев – Левицкого, Боровиковского, а также скульптора Шубина и архитекторов Баженова и Казакова.

XVIII век в русской музыке связан с бурным, напряжённым ростом, который протекал в условиях господства феодально–крепостнической системы, с присущими ей сословными разграничениями. В музыкальной культуре XVIII века можно выделить три главных периода:

  1. первая четверть века, связанная с реформами Петра.
  2. эпоха 1730 – 1760–х годов, отмеченная значительными достижениями национальной культуры (время правления Анны и Елизаветы – преемниц Петра).
  3. последняя треть века – период русского Просвещения (высокий подъём в литературе и искусстве).

В развитии музыкальной культуры каждый из этих периодов характеризуются своеобразными чертами. Если важнейшие достижения Петровской эпохи ограничивались, главным образом, внедрением несложных бытовых музыкальных форм, рождением партесного стиля, то к середине XVIII века проявляется более широкий и более профессиональный подход к музыке как к искусству. В русскую музыкальную жизнь входят сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной камерной музыки, формируются национальные традиции музыкального исполнительства, закладывается прочная основа оперного и балетного театра в России. В итоге этого исторического процесса возникла русская композиторская школа, выдвинувшая в конце XVIII века плеяду талантливых мастеров.

В истории искусства существуют периоды, отличающиеся особой стилистической неопределённостью, неустойчивостью. Для русской культуры таким периодом явился рубеж XVII-XVIII веков, и, собственно, всё XVIII столетие. В это время происходит поиск и становление новых художественных принципов. В рамках стиля барокко появляются первые ростки классицизма, которые к середине XIX века прочно укрепляют свои корни в русской культуре, в том числе и в музыке. В этих условиях формировалось творческое мировоззрение Д. Бортнянского, одного из значительных композиторов XVIII – начала XIX века.

Каковы же особенности стиля барокко в русской культуре?

Черты Ренессанса в XV – XVI века в России проявились слабо. Это было следствием влияния татаро–монгольского ига. Художественному развитию страны был нанесён большой ущерб и поэтому некоторые направления, стили, в том числе и музыкального искусства, которые имели большое значение почти для всех стран Запада, в России не получили своего развития. Стране лишь к концу XVII началу XVIII века удалось компенсировать своё культурное положение. Расширился круг её общения, а достижения в развитии светской культуры в XVII веке привели к рождению национального стиля барокко, черты которого смешивались с чертами Ренессанса, а позже и классицизма. Существует мнение, что барокко в России заменило собой Ренессанс. Вот что пишет искусствовед М. Лобанова: «Барокко - чрезвычайно гибкий и активный стиль, легко вступающий в сочетания с другими. Барокко может заменить «пропущенные фразы: так, в России оно, по существу, берёт на себя функции Ренессанса» [2, с. 15].

Барокко стало первым развитым стилистическим направлением в России при переходе от средневековья к новому периоду. Стиль барокко проявился в стремлении к наибольшей выразительности, к необычности эффектов к живописной картинности и пластичности архитектурных композиций. Барочные формы приобрели чисто декоративную функцию. Волнообразные линии фасадов, группы колонн и скульптур, напряжённое движение архитектурных форм – все эти богатые средства выразительности были направлены к главной цели: удивить, поразить зрителя внешним великолепием и религиозно мистическим пафосом.

Барокко охватывает все виды русского искусства, и в рамках этого стиля во всех видах искусства происходит качественный скачок. В истории русской архитектуры и живописи термин «барокко» стал употребляться с 20- х годов XVII века. Несколько позже (60-е годы) он распространился и на область русской литературы. В литературе стиль барокко в эти годы был плодотворным в плане развития описания пейзажей, сюжета. В его рамках начинала осознаваться ценность человеческой личности, её индивидуальность. Трагический элемент, свойственный западному барокко, в России был выражен слабо. Русское барокко было жизнерадостнее и оптимистичнее, оно к тому же в этом плане сочеталось с чертами Ренессанса.

В области живописи осуществлялся быстрый переход на рубеже веков от иконописи к светскому искусству. Новое отношение к деталям, к композициям, к краскам, появление «световидных ликов» (т.е. написанных светотенью) – всё это вело к развитию портретной живописи в России.

В архитектуре 60-х годов XVII века этот стиль отличался пышностью форм, разнообразием композиционных решений и богатством декоративного убранства. Величественностью и монументальностью пронизаны постройки царских дворцов, княжеских палат, парадных соборов и государственных учреждений. Великолепным мастером русского барокко был архитектор Растрелли (Большой царскосельский дворец, Смольный монастырь Зимний дворец в Петербурге), влияние этого стиля сказалось и в некоторых постройках Баженова.

Барокко в русской музыке охватывает период с конца XVII до середины XVIII века. В это время произошли серьёзные изменения в развитии музыкального языка. В течение нескольких десятилетий был совершён переход от монодии к многоголосию и партесному пению. В ранний период стиля во многом ещё сохранились черты средневекового певческого искусства. Позже наиболее характерные черты музыкального барокко выразились в партесном хоровом концерте. Присущая ему монументальная фактура, красочное и выразительное использование темброво-динамических контрастов, цветистый орнаментальный рисунок переплетающихся мелодических линий – всё это очень напоминает стиль богато декорированных многоцветных сооружений барочной архитектуры. Музыкальная драматургия произведений опиралась на развитие ладовых закономерностей, а не на словесный текст, как это было в XVII веке, что привело к развитию самостоятельности музыкального языка. «Концертность» как композиционный принцип стал одним из основополагающих стилистических признаков барокко в музыке. Первоначальное значение терминов «концерт», «концертирующий стиль» связано с возникшим на Западе во второй половине XVI века типом многохорной монументальной композиции, создателями которой явились итальянские мастера Андреа и Джовани Габриели. На первом плане здесь – красочное воздействие противостоящих друг другу масс, а не тщательная разработка деталей полифонической фактуры. Стилистическое обновление русского искусства XVIII века дало толчок развитию светского искусства и появлению новых жанров и видов музыки – начала развиваться инструментальная музыка, к концу столетия появились первые русские оперы.

Общими чертами для западноевропейского и русского музыкального барокко являются гармонически-функциональное развитие, поляризация мажора и минора, появление новых музыкальных форм, которые пришли на смену древнерусскому пению и полифоническому стилю на Западе.

В России стиль барокко в большей мере связан с прогрессивными реформами Петра I и выражал высокие идеи отчизны. Характерно, к примеру, что музыка петровского времени насчитывает большое количество произведений, написанных по случаю военных побед (виватные и панегирические канты). Для музыки этих сочинений характерны так называемые «валторновые» ходы, торжественность, подражание колокольным звучаниям.

Хотя в России барокко не достигло такого пышного расцвета как в ряде стран Западной Европы или в Польше (яркие его представители – Марцин Мельчевский, Яцек Ружицкий), и его продолжительностью здесь была сравнительно недолгой, историческая роль этого стиля в русской хоровой культуре чрезвычайно велика. Именно в рамках барокко, охватывающих ренессансные и просветительские элементы, осуществлялся переход от древнего к новому периоду, как в литературе и пластических искусствах, так и в русской музыке.

Классицизм, как и барокко, возникал в разных странах не одновременно. Ранее всего он проявил себя во Франции (начало XVII- вторая половина XVIII века), в условиях своеобразного равновесия сил дворянства и буржуазии. Стремясь удовлетворить вкусы королевского двора и высшей аристократии, архитектура классицизма в то же время отразила рационализм мировоззрения той эпохи. Архитекторы классицизма – Ж. Ардуэн-Мансар Клод Перро – создают новый монументальный стиль на основе творческой переработки античного наследия и дальнейшего развития достижений Возрождения, отчасти, и барокко. В архитектуре грандиозных королевских дворцов-резиденций с их безукоризненной симметрией, торжественным ритмом колонн ярко выразился представительный, парадный характер французского классицизма XVIII века.

Первые опыты в области теории и практики классицизма относятся ещё к Возрождению. В драме Триссино «Софонизба» можно отметить характерные позже для классицистской драматургии такие особенности, как известная абстрактность действующих лиц, отсутствие индивидуализированных характеристик, пространные монологи персонажей, как бы компенсирующие почти полное отсутствие действия на сцене.

Во многих трактатах по вопросам литературы и театра, так называемых «Поэтиках» принадлежащих итальянским теоретикам Триссино, Ментурино – разрабатывались эстетические нормы классицизма.

Решающее значение для формирования классицизма во Франции имела «Поэтика» Юлия Скалигера, в которой он впервые попытался сформулировать основные установки классицизма – так называемые три «единства»: времени, действия, места. К середине XVIII века классицизм во Франции становится ведущим направлением, а трактат Буало «Поэтическое искусство» - его теоретическим и эстетическим обоснованием.

В центре внимания писателей классицистов был человек разума, подчинивший все свои страсти обществу и государственному долгу. Для системы художественных образов классицистской теории стало типично воплощение какой-либо одной черты характера персонажа. Однолинейность в раскрытии характера породила и одно из основных правил классицизма – строгое разделение героев на положительных, носителей добра, и отрицательных, носителей порока.

К достижениям классицизма относятся требование единства формы и содержания, выработка отточенного литературного языка и вкуса автора, воспитательная направленность художественной литературы.

Классицизм в музыке возник при уже подготовленных условиях: он отлично «вписывается» в жанровое разнообразие, масштабную чёткость, гармоническую организованность музыки высокого барокко. Отличным идейным фоном музыкального классицизма послужило Просвещение с его культом разума – это течение охватывает почти одновременно Германию, Францию, Россию.

Для эстетики музыкального классицизма свойственны уравновешенность всех компонентов произведения, чувство меры, порядок, породившие такую универсальную музыкальную концепцию, как сонатная. Именно в условиях классицизма окончательно завершается процесс формирования музыкальной темы, как в её музыкально-технологическом (законченная, цельная музыкальная мысль) так и в философско-эстетическом (ведущий образ произведения) смысле. Нормой мышления для композиторов становится высокоорганизованная, яркая, выразительная музыкальная мысль-тема, предельно дифференцированная во всех своих элементах, отчленённая от общих форм движения.

Западноевропейский классицизм явился прогрессивным явлением, так как основные положения его эстетики были приняты многими странами в XVIII веке.

Русский классицизм тесно связан в своём развитии с европейским, особенно – с французским. Поэтому в эстетике русского классицизма существуют общие черты с европейским. Это и идея общественного государственного долга, и жёсткая нормативность, близкая установкам Буало, и культ разума с его абстрактностью и условностью художественно-образного конструирования. Классицизм не был механически перенесён на русскую почву. Во имя упрочнения своего положения в мире, Россия нуждалась в сильной централизованной власти в форме абсолютной монархии. Таковой стал просвещённый монарх, сосредоточивший в себе надежды и стремления передовых общественных сил, выступивших на борьбу за просвещение и национализацию культуры. Реформы Петра I подготовили почву для превращения страны в мировую державу.

Классические проявления в литературе и живописи давали множество поводов для дискуссий исследователей, которые отмечали их слабую выраженность. Тем не менее, творчество Казакова, Захарова подтверждает наличие классицизма в данном виде искусства.

Классические тенденции возникли и в сфере русской музыкальной культуры. Их можно увидеть в творчестве Березовского, Фомина, Пашкевича, Бортнянского. Но классицизм как законченная система с установившимися образными сферами, строгой регламентацией выразительных средств и форм воплощения, остался им чужд. Это ярко проявилось в соотношении различных жанров. Например, трагедийный жанр, который доминировал в классической жанровой сфере, представлен у русских композиторов только отдельными произведениями. В «Орфее» Е.Фомина классицизм проявился не в чистом виде, здесь можно проследить черты сентиментализма и предромантизма.

В конце XVIII века в русском музыкальном театре большое значение приобрёл жанр «трагедии с музыкой». Его функция – компенсирование отсутствия национальной оперы героического плана. В этом жанре работал Юзеф Козловский. Стиль его содержит много элементов, не свойственных классицизму и предвосхищавших романтизм. Если у Козловского классическая строгость и возвышенность образов соединяется с мятущейся романтической страстью, то духовная лирика Бортнянского, окрашенная в мягкие, чувствительные тона, во многом родственна сентиментализму. Вместе с тем его хоровые концерты и другие произведения всегда сохраняют присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы. Связи русской музыки с зарубежным музыкальным искусством в конце XVIII века стали значительно более широкими и свободными, чем в период партесного многоголосия. Эти связи не ограничивались каким-либо одним направлением или одной определённой областью творчества. Представители молодой русской композиторской школы были образованными профессионалами (многие из них учились в Италии – Березовский, Фомин, Бортнянский), которые находились в курсе новейших музыкальных течений своего времени. По характеру средств и приёмов музыкального письма творчество русских композиторов последней трети века находилось на уровне «раннего» европейского классицизма. Принципы высокого классицизма, представителями которого были венские классики, не могли быть по-настоящему освоены на данном этапе, даже несмотря на то, что некоторые произведения Моцарта и особенно Гайдна в 80-х годах этого столетия были известными. Отдельные ростки симфонического мышления содержатся в оперных увертюрах и других театральных и симфонических формах музыки Пашкевича, Фомина, Бортнянского. В «Орфее» Фомина элементы симфонического мышления проявляются не только в наличии развёрнутой драматически напряжённой увертюры, но и в соотношении частей целого и в последовательном проведении группы основных тематических элементов через всё произведение. Но и здесь приёмы тематического развития и построения музыкальной формы более характерны для образцов европейского симфонизма середины XVIII века, чем зрелым мастерам классической школы. Это относится во многом к сонатам и камерным инструментальным ансамблям.

Особенностью исторического этапа, на котором закладывались основы национальной композиторской школы в России, было обилие разных стилей, между которыми порой трудно было установить чёткую границу. Они могли сочетаться либо в творчестве одного композитора, либо даже в одном произведении. Такое стилистическое взаимодействие в XVIII веке не могло обойти русскую хоровую музыку, и в частности, оказало определённое воздействие на творчество Д.С. Бортнянского, на музыкальный язык, тип тематизма и форму его хоровых произведений.

3. Закрепление темы (3-4 вопроса по изучаемому материалу).

Использованная литература:

  1. История русской музыки. В.1. С древнейших времён и до середины XIX века. Ред. А. Кандинский. - М., 1990.
  2. Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII-XVIII веков// Советская музыка, 1973, №3.
  3. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.