Урок русского языка по теме "Создание текста на основе разностилевых источников". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • Расширить и углубить представление о функциональных стилях; формировать умение отличать особенности разных стилей; учить составлять тексты в разных стилях на основе разностилевых источников.
  • Развивать наблюдательность, внимание к языку, познавательную активность, творческое воображение.
  • Воспитывать любовь к окружающей среде

Раздаточный материал:

  1. План научной статьи, информационные источники из интернета, словари, художественные тексты.

Ход урока

I . Организация урока.

На протяжении нескольких лет мы знакомились с особенностями разных функциональных стилей. Перечислите их (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой)

Сегодня на уроке мы будем составлять тексты в научном, публицистическом, официально-деловом стилях на основе разностилевых источников.

II . Предварительная работа с художественными текстами.

Прочитайте отрывок из повести Валентина Распутина.

Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Каждому из нас мила и люба своя сторона, где ты родился, вырос или живешь. И все-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. Таков и Байкал, который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом.

Вспоминаю, как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря. День выдался теплый, безветренный. Байкал был так чист и тих, что далеко в воде переваливались красками камни.

Товарищ мой был потрясен дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. А ведь он еще не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лед кажется таким тонким, что на него больно ступить. Под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, хотя под ногами больше метра толщины.

  • Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный! (В. Распутин)
  • О чем текст? Какова тема текста? (О Байкале)
  • Какие чувства вызывает этот отрывок? (Чувство гордости, восхищения)

Теперь прослушайте отрывок из поэмы Андрея Вознесенского.

Озеро

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
"Мертвое море - священный Байкал".
И на себе почувствовал взор,
будто я моря убийца и вор.
Слышу - не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты - хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
"Байкал - заповедная совесть страны".
Плыл я па лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал  вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории - 
"Эти, Байкал загубили которые"?
Надо вывешивать бюллетень,
как себя чувствует омуль, тюлень,
чтобы никто никогда не сказал:
"Мертвое море - священный Байкал".
1975

А какие чувства у вас вызвал этот отрывок из поэмы? (чувства страха, тревоги, бездействия, ответственности и безответственности)

Что объединяет отрывок из поэмы А. Вознесенского и отрывок из повести В. Распутина. (Тема, принадлежность к художественному стилю).

Чем художественный стиль отличается от других функциональных стилей?

(образность, эмоциональность, оценочность). См. презентацию

III . Организация групповой работы.

Теперь представьте, что мы участники экспедиции на Байкал: одни из вас научные сотрудники (лимнологи); другие - входят в число статистиков; третьи - журналисты, цель которых, сопровождая научных сотрудников, осветить истинное положение дел.

После экспедиции каждая группа должна составить отчет о проделанной работе.

Приступая к работе, ответьте на следующие вопросы:

  1. В каком стиле будет написан отчет у научных сотрудников?
  2. Особенности этого стиля перечислите. См. презентацию
  3. В каком стиле будут работать статистики?
  4. Особенности официально-делового стиля перечислите.
  5. Для журналистов какой стиль является основополагающим?
  6. Признаки публицистического стиля перечислите. См. презентацию

Выполняя работу, вы можете пользоваться дополнительной информацией, источниками разных стилей (статистические данные, журнальные и газетные статьи, статьи их учебника географии и другие)

IV. Стилистический эксперимент. Творческая работа в группах.

Работа в группах (научные сотрудники, статистики, журналисты)

Индивидуальная работа

Работа со словарями

Найдите в словарях значение следующих слов

  • Лимнолог
  • Лимнология
  • Статистика
  • Статистик

V. Подведение итогов.

Проверка творческих заданий. Учащиеся зачитывают работы, которые получились у них при выполнении в группах.

Где вы сможете воспользоваться этой информацией? (на уроке биологии, географии, химии, русского языка, при написании сочинения или изложения на экологическую тему, при выпуске газет, участвую в экологических акциях).