Цель урока: Познакомить учащихся с несловесными средствами общения, сформировать у детей представления о разных способах общения.
Задачи урока:
- Тренировка артикуляционного аппарата учащихся, мышц, участвующих в произношении, голосовых связок.
- Тренировка чистоты произношения согласных и гласных.
- Выработа умения учитывать различные обстоятельства общения с помощью мимики и жестов.
- Формировать умения выразить с помощью жестов и мимики свое состояние.
- Воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Риторики.
- Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.
II. Речевая разминка.
а) Дыхательная гимнастика.
-Как всегда подготовим наши органы, участвующих в речи к работе. Проведем дыхательную гимнастику. Выполним с вами упражнение «Воздушный шар».Представьте себе, что вы воздушный шар и вас надувают: медленный вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. (Повторить 4 раза)
б) Артикуляционные упражнения.
- А теперь подготовим к работе язычок. Вы любите сказки? Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке? Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно. Все приготовились?
- Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Вот такой.
(положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал) - Посмотрел язычок на небо, есть ли на нем солнышко. Вот так.
(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа) - Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?
(высунуть язык, стараться коснуться подбородка) - Тогда веселый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошел чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз. Вот так.
(медленно водить язычком по зубам сверху вниз) А нижние он чистил снизу вверх. Вот так. (медленно водить язычком по зубам снизу вверх) - Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. Вот так.
(быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно) в) Массирование горла.
- А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придется работать на уроке.
(Поглаживание руками горлышко)
III. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы наша речь была правильной нам нужно как можно чаще произносить что? (чистоговорки)
- Правильно. И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте все за мной.
- Бу-бу-бу - посмотрите на трубу. Пожалуйста, произнесите ее.
- Ра-ра-ра - ждет подарков детвора.
- Ла-ло-ли - сами торт мы испекли.
(Дети произносят)
IV. Работа над новым материалом. постановка цели урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете еще что-то новое об устной речи. А что именно, об этом вы догадаетесь сами. Ребята, в начале урока вы мне сказали, что любите сказки. Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыпленком.
/Учитель рассказывает сказку К.И.Чуковского «Цыпленок» без мимики и жестов./
- Смогли вы ярко, точно, выразительно представить себе цыпленка, его маму, злого кота? (нет)
- Я вам помогу. Послушайте сказку еще раз и внимательно смотрите на меня.
/Учитель рассказывает сказку, используя мимику и жесты./
- А теперь вы увидели героев сказки, лучше поняли какие они? Что же вам помогло их как бы увидеть?
(Движение рук, выражение лица.)
- Правильно, когда я рассказывала, мне помогли мои руки. Движение рук, пальцев называют жестами. Произнесем это слово. Жесты. А выражение лица - доброе, грустное, хмурое, унылое, удивленное - мимикой. Произнесем вместе. Мимика. Давайте сравним два моих способа рассказывания сказки и скажем, что же нам помогают делать мимика и жесты?
(Они помогают нам выразить свою мысль.)
- Да, ребята, рассказчику они помогают выразить свою мысль, а слушателю лучше ее понять. Иногда они способны заменить собой даже целые слова. А теперь вы догадались, о каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на уроке? Кто из вас сможет назвать тему урока?
(Это МИМИКА, это ЖЕСТЫ.)
/Учитель вывешивает тему урока на доску./
V. Физминутка.
- Вы устали? Отдохнем, повторяем жесты за мной.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
VI. Работа по учебнику.
- Откройте свои учебники на с. 42. Рассмотрите рисунки-символы и скажите, чем они похожи?
(у них у всех есть глазки, бровки, носик, ротик)
- А чем они отличаются?
(Ротик и глазки разной формы, бровки в разном положении)
- Давайте посмотрим, что нам даёт изменение форм этих частей лица?
(Изменение выражений лица)
- Какое настроение на первом рисунке-символе?
(Радость)
- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице?
(Уголки рта поднимаются вверх, глазки прищуриваются)
- Покажите, как вы радуетесь. Это радость.
- Рассмотрите второй рисунок-символ. Что вы замечаете?
(Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх)
- Это грусть. Покажите, как вы грустите. На третьей картинке что мы видим?
(Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.)
- Это удивление. Покажите. Четвертый рисунок-символ. Опишите его.
(Рот приоткрыт, глаза вытаращены, брови подняты.)
- Посмотрите на меня, а теперь покажите вы. Это страх. А сейчас выполним задание. Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Обозначьте рисунками-символами в кружочках настроение героев.
/Дети выполняют работу самостоятельно./
- А теперь поменяйтесь книгами и проверьте работу своего соседа. Если работа выполнена верно, то поставьте «+», если неверно, то поставьте знак «?»
/Идет взаимопроверка/
- Посмотрите на с.43. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства. Настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено?
(Добавлены руки, жесты рук.)
- А руками мы делаем что?
(Жесты)
- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты. Посмотрите, как мы можем выразить свою радость? Покажите.
(Высоко поднять руки.)
- А как грусть? Покажите.
(Рука придерживает голову.)
- А когда мы удивляемся, что мы делаем?
(Разводим руки в стороны.)
- Покажите. Когда мы сильно боимся, мы руками?
(Хватаемся за голову.)
- Как? Покажите.
- Ребята, это полезные жесты. Но есть и такие жесты, которые нам мешают понять речь говорящего. Например, сильное размахивание руками при разговоре. Поэтому, когда вы разговариваете с кем-то, вы должны следить не только за своей речью, но и за руками. Не делают ли они у вас лишних движений.
VII. Физминутка. Проводится под музыку «Улыбнись улыбкою своей».
- Ребята, отдохнем. Улыбнитесь, пожалуйста. Помассируйте мышцы улыбки. Выполним круговые движения, а потом помассируем верхнюю губку, а теперь нижнюю. Улыбнемся, а потом губки вернем в исходное положение.
/Когда дети выполняют задание, учитель рассказывает им о том, что когда мы улыбаемся, мы улучшаем свое здоровье. Работа мышц лица связана с работой мышц ряда внутренних органов. Когда мы улыбаемся, то у нас повышается настроение и убиваются некоторые болезнетворные бактерии. А плохое настроение, злоба, отрицательные разъедают наше тело. Поэтому чаще старайтесь улыбаться./
- «Поделись улыбкою своей!» Как вы понимаете эти слова?
(Поделись своей радостью)
- Ребята, старайтесь чаще улыбаться друзьям, знакомым, родителям, соседям. Своей улыбкой вы им поднимите настроение.
VIII. Риторические задачи.
- Я предлагаю вам выполнить такое задание:
1 ряд. Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуйте друг друга, используя мимику и жесты.
(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга)
2 ряд. Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами.
(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)
3 ряд. Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?
(Помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия.)
IX. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу. Какие новые способы общения, кроме слов, вы узнали?
(Мимика и жесты.)
- Чему научились?
(Правильно использовать мимику и жесты.)
- Что на ваш взгляд было самым сложным на уроке? А интересным? А урок давайте закончим картиной настроения. Выберите из рисунков-символов, что лежат у вас на столе ту, которая выражает ваше настроение, вызванное уроком. И прикрепим его на доску.
(Дети выходят к доске и прикрепляют карточки.)
- По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.