В программе изложена информация о том, каким образом педагогом-психологом может поэтапно выстраиваться работа с семьей, воспитывающей застенчивого ребенка. Условно психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи разделено на следующие этапы:
- 1 этап – уточнение запроса (обращения от замещающих родителей или направления органа опеки и попечительства);
- 2 этап – диагностический (психолого-педагогическое обследование детей, замещающих родителей и специалистов системы образования, постановка психологического диагноза, написание заключения);
- 3 этап – установочный (консультация родителей и специалистов системы образования по результатам диагностического обследования);
- 4 этап – методический (формирование коррекционно-развивающей программы сопровождения);
- 5 этап – собственно коррекционный (индивидуальные, групповые занятия с ребенком, консультации родителей и специалистов системы образования);
- 6 этап – диагностический (оценка эффективности психологической помощи);
- 7 этап – контрольный (через 6 мес.).
В программе рассмотрены варианты психолого-педагогического обследования ребенка, замещающих родителей и специалистов системы образования, представлены коррекционно-развивающие программы для работы с ребенком индивидуально и в группе, оформлены рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с застенчивым ребенком.
Участники программы: приемные дети 6-9 лет, замещающие родители, специалисты системы образования.
Человек в обществе должен расти согласно
своей природе, быть самим собой и единственным,
как на дереве каждый лист отличается от другого.
Но в каждом листике есть нечто общее с другими,
и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и
образует мощь ствола и единство всего дерева.
Михаил Михайлович Пришвин.
Цель: сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и доверия.
Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей друг с другом, развитие интереса и внимания к партнерам по групповому общению, развитие уверенности ребенка в себе.
Технические средства: музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения.
Оборудование: большие рамки для фотографий, маски различных сказочных персонажей, шляпы, платки, шпаги, волшебные палочки и пр. «сказочные принадлежности», бейджики, небольшие рисунки игрушек или различных предметов для бейджика, игрушки, различные предметы, такие как камешки, клубочек ниток, варежка и пр., большой мешок или большая коробка для игрушек.
Ход занятия
1. Ритуал начала занятия «Приветствие».
2. Игра «Поисковая группа».
Инструкция. Ребята, для того чтобы среди множества людей нам удалось узнать «героя», необходимо научиться среди похожих деталей находить особенные. Для этого мы сейчас все вместе потренируемся. Среди вас я выберу «героя» и назову некоторые его отличительные особенности, ваша задача — угадать, о ком я говорю.
Содержание. Дети сидят в кругу так, чтобы хорошо видеть друг друга. Психолог внимательно смотрит на детей и запоминает цвета их одежды, волос и т.п. общее для детей и характерные черты только конкретного ребенка. Затем он объявляет: «Внимание! Внимание! Обнаружен очень милый ребенок (мальчик, девочка, человек и пр.) его особые приметы …». Идет описание кого-либо из детей в группе. Дети внимательно слушают и смотрят друг на друга. Они должны понять, о ком идет речь и назвать имя ребенка. Тот ребенок, чье имя назвало большинство детей, проходит в круг и на вопрос психолога: «Это тот самый ребенок, который (называются уже ранее озвученные приметы)?».
Ребенок отвечает: «Да, это я».
3. Игра «Индикатор голоса».
Содержание. Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Психолог вращает его. Каждый из участников по очереди, изменяет голос и свое имя, например, говоря: «Я Иван могу петь так …» или «Я Алла могу мяукать как кошка…». Ребенок, стоящий в центре круга, называет имя товарища по игре, например: «Я знаю голос Ивана, он другой, а это голос Андрея, именно так он поет» или «Твой голос на Машин не похож, я знаю этот голос, мяукать так может Ольга». Тот ребенок, чей голос был узнан первым, становиться в круг.
4. Игра «Секретный снимок».
Инструкция. Чтобы разгадать тайну «героя» необходимо быть очень внимательными, чтобы точно и вовремя сфотографировать его. А еще нужно уметь хорошо маскироваться, чтобы иметь возможность сфотографировать «героя» незаметно для него. Сейчас мы проверим, насколько каждый из вас внимателен и способен быть незаметным.
Содержание. Группа детей двигается под музыку по комнате. При остановке музыки все должны тотчас «замереть» на месте. Во время фазы «замирания» детям даются новые задания для различных видов движения, выполнение которых начнется с началом музыки: двигаться как кошка, как обезьяна, как балерина, робот, и т.п. После каждого задания на движение следует остановка музыки и фаза «замирания».
Примечание: во время игры психолог следит за выполнением правил и команд, поощряет всех детей.
5. Игра «Готовый портрет».
Содержание. Дети разбиваются на пары. Каждая пара вытягивает из мешка два предмета, скреплённых между собой веревочкой. Эти предметы будут символизировать дальнейшие роли детей. Один из игроков в каждой паре – «создатель портрета», второй – «герой». «Создатель портрета» из мешка вытягивает название «героя», которого ему предстоит изобразить. Детям дается задание: за 5 минут составить «Готовый портрет».
По сигналу ведущего создатели портрета выполняют определенные действия: наряжают героя, предлагают ему принять определённую позу, повернуть голову в сторону, оформляют пространство около героя, используя реквизиты и т.п.
По сигналу психолога задание считается завершённым, и все участники игры поочередно угадывают «героя».
6. Игра «Знакомый предмет»
Содержание. На столе раскладываются бейджики по числу участников со вставленными в них рисунками игрушек, различных предметов. Детям предлагается взять по бейджику и закрепить их на груди. В большом мешке или картонной коробке предварительно для каждого играющего вырезаются по два отверстия, размером с кулак, в котором находятся различные предметы для ощупывания и распознавания (мелкие игрушки, в том числе и те, которые изображены на бейджиках, кусочки различных по фактуре материалов, пуговицы и пр.).
Игроки называют предметы, которые они нашли и ощупали, при этом, если предмет соответствует изображенной на бейджике игрушке или предмету у участника игры, то ее следует передать владельцу бейджика. Игра считается завершенной, если все носители бейджиков получили свою игрушку или предмет.
7. Рефлексия занятия.
8. Ритуал окончания занятия «Прощание».