Цели урока:
- обучающая: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков;
- развивающая : развитие творческой самостоятельности, реализация принципа связи теории и практики;
- воспитательная : формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности, знакомство с историей развития математики.
Оборудование: модели прямоугольных параллелепипедов у каждого ребёнка на партах, проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
1. Постановка цели урока
Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. А теперь вы сможете прочитать, что мы будем учиться вычислять сегодня.
17*10 Ъ 16*4 У 936 : 3 Е 171 : 9 Ж 102 О 218*2 М 5! Б
Сегодня у нас урок-практикум по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Мы продолжим изучение прямоугольного параллелепипеда и обязательно узнаем что-то новое. Назовём наш урок "объёмным", так как задачи практического содержания, которые мы будем решать, тем или иным образом связаны с темой "Объёмы".
2. Актуализация опорных знаний (слайды №1, 2, 3)
- Перед вами модели прямоугольных параллелепипедов.
- Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? Какую форму они имеют?
- Покажите грань, на которой стоит параллелепипед.
- Покажите противоположные грани. Что вы можете сказать об их площадях? Чему равна площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько у него вершин? Посмотрите, сколько рёбер сходится в одной вершине? Чему равна сумма длин всех рёбер?
3. Выполнение самостоятельной работы (слайд №4)
- А начнём сегодня необычно - с самостоятельной работы. Работа выполняется по двум вариантам.
Решение:
1 вариант
1). S1=5*8*2+5*3*2+8*3*2=158 (cм3)
2). S2=2*2*6=24(cм3)
2 вариант
1). S1=11*3*2+11*5*2+5*3*2=206(cм3)
2). S2=3*3*6=54(cм3)
4. Постановка проблемы
При решении практических задач самым важным и интересным является переход от текста задачи к так называемой математической модели задачи. Часто это сводится к построению чертежа по тексту задачи. Решив задачу, мы возвращаемся к практической стороне исходной задачи и даём ответ на поставленный вопрос. Научиться составлять математическую модель задачи - одна из целей нашего урока.
5. Работа по новой теме
- Фигуры пространства (слайды №5, 6)
Тело, ограниченное несколькими плоскими гранями, называется многогранником. Особенно важную роль играют выпуклые многогранники. Среди всех выпуклых многогранников только пять называются правильными. У правильного многогранника все грани правильные многоугольники с одинаковым числом сторон. Куб - один из них. У трёх других правильных многогранников все грани - равносторонние треугольники. Их называют тетраэдром (4 грани), октаэдром (8 граней) и икосаэдром (20 граней). Наконец, ещё у одного правильного многогранника имеются 12 граней, все они правильные пятиугольники. Его называют додекаэдром. Выпуклые многогранники изучают в науке о кристаллах.
- Теорема Эйлера (слайд №7)
Замечательный факт был обнаружен и доказан в 18 веке великим математиком Эйлером: для любого выпуклого многогранника справедливо равенство:
Г-Р+В=2,
где Г- число граней многогранника,
Р - число его рёбер,
В - число вершин.
- Работа по статье учебника (стр. 125-126) и презентации (слайды №8, 9, 10, 11, 12)
- Что такое кубический сантиметр, кубический метр?
- Как ещё называют кубический дециметр?
- Запишите формулу объёма прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Что обозначает произведение а и в?
- Как иначе можно записать формулу объёма прямоугольного параллелепипеда?
- Запись в тетрадь
V=a*b*c
V=S*c
V=a3
6. Упражнения в применении знаний
стр. 127, упр. 819 (устно)
- Прочитайте задание.
- Какую формулу будем применять?
V=abc=6*10*5=300 (cм3)
V=abc= 30*20*30=18000(cм3)
V=abc= 8*60*120=57600(cм3)
V=abc=21*17*8=2876(cм3)
-
решить задачи (слайды №13, 14)
- стр.127, упр.821
- Прочитайте задание.
- Какую формулу будем применять?
V=S*c
c=V: S=96: 24= 4см
-
стр. 128, упр.827
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в этой задаче?
- Какую форму имеет аквариум?
- Назовите три его измерения.
- Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько воды входит в аквариум?
- Какое есть дополнительное условие?
- Как узнать нужную нам высоту?
- Составьте план решения задачи.
55-10=45 (см) - высота уровня воды
V=80*45*45=162000 (см3)
162000 см3=162дм3=162л
7. Подведение итогов урока
- Назовите формулы для вычисления объёмов прямоугольного параллелепипеда, куба.
- В каких единицах измеряется объём?
- Насколько интересными были для вас задания, связанные с объёмом прямоугольного параллелепипеда?
- Помогли ли они увидеть практическое применение математики?
- Заинтересовала ли вас историческая страничка?
8. Домашнее задание
Выучить формулы.
Стр. 129, упр.841, 842.
Приложение.
Материал подготовлен в соответствии с общеобразовательной программой по учебнику "Математика. 5 класс", авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., 2008г. Это 2 урок по теме "Прямоугольный параллелепипед". Презентация используется на каждом этапе урока.