Башкирский, как и другие языки, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа через словарный состав и фразеологию, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. На основе этого можно сделать вывод о том, что изучение родного языка возможно только в тесной связи с историей и культурой. При изучении башкирского языка необходимо учитывать идею динамичности языка, углубление в этимологию, а также и то, что словарный состав является компонентом национальной культуры.
Пояснительная записка.
Актуальность лингвокультурологической проблемы языка возрастает в связи с тем, что в основе современной концепции преподавания башкирского языка лежит единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовного богатства и историко-культурного явления. Язык не только неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, но еще и один из главных факторов, оказывающих влияние на дальнейшее развитие национальной культуры.
Необходимость введения этого курса обусловлена требованием времени, когда язык перестает быть "безжизненной" лексико-грамматической формой, а становится способом самовыражения человека, средством его самореализации.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что башкирский язык, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как башкирский язык, культура и история Башкортостана.
Спецкурс рассчитан и рекомендован обучающимся 8-х классов.
Целью курса является формирование и развитие учащихся как языковой личности.
Задачи:
- Осознание языка как феномена культуры, культурно - исторической среды, включающей в себя историю, культуру, обычаи народа.
- Овладение культурой общения или речевой культурой; выработка языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции обучаемых, т. е. овладение системой языка, правилами его функционирования.
- Восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы как искусства слова посредством лингвокультурологического анализа текстов.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление о:
- Лексике
- Фразеологии
- Этимологии
- Стилистике
Знать: Башкирское устное народное творчество
Уметь: Анализировать прозаические, драматические тексты.
Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка. Здесь важно не столько изучение правил, сколько развитие речи, сквозь призму родного языка.
В связи с поставленными целями и задачами в программу элективного курса включены следующие разделы:
- Башкирское устное народное творчество
- Лексика
- Фразеология
- Этимология
- Стилистика
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Примечания |
1 | Понятие о языковой картине мира | 1 | Вводная лекция |
2 | Башкирское устное народное творчество | 1 | Создание презентаций |
3 | Эпос | 1 | |
4 | Кубаиры | 1 | Конкурс чтецов |
5 | Песни | 1 | |
6 | Легенды | 1 | |
7 | Паремиологический фонд языка - пословицы и поговорки. | 1 | Викторина |
8 | Лингвокультурологический аспект загадок | 1 | Составление лингвокультурологического словарика загадок |
9 | Метафора как способ представления культуры | 1 | |
10 11 12 |
Сравнения: Устойчивые сравнения Поэтические сравнения Сравнения - метафоры |
3 |
|
13 | Фразеология | 1 | Подбор материалов для фразеологической игры |
14 | Безэквивалентные языковые единицы | 1 | |
15 | Мифологизированные языковые единицы | 1 | |
16 | Архетипы и мифологемы | 1 | |
17 | Обряды, поверья, обычаи | 1 | |
18 | Эталоны | 1 | |
19 | Стереотипы | 1 | |
20 | Символы | 1 | |
21 | Этимология | 1 | |
22 | Речевое поведение | 1 | |
23 | Речевой этикет | 1 | |
24 | Формы обращения в башкирском языке, выражающие родственные отношения | 1 | Постановка сказки |
25 | Стилистический уклад языка | 1 | |
26 | Литературный язык | 1 | |
27 | Диалекты и говоры | 1 | Составление словарика |
28 | Просторечие | 1 | |
29 | Арго | 1 | |
30 | Стилистические приемы | 1 | |
31 | Анализ прозаических произведений | 1 | |
32 | Анализ поэтических произведений | 1 | |
33 | Анализ драматических произведений | 1 | |
34 | Искусство | 1 |
Для элективного курса имеются подборки материалов по различным темам. Обучающиеся могут представить свои исследовательские материалы на конференциях различного уровня. В частности, дети могут принимать активное участие на научно-практических конференциях, проводимых как в городе, так и республике.
Язык - не только неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, он также является фактором, оказывающим влияние на дальнейшее развитие национальной культуры. В основе новой концепции преподавания башкирского языка должно быть единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовное богатство и историко - культурное явление. Сторонники лингвокультурного метода твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и учащиеся ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико - грамматичекими формами. " Личность - это продукт культуры". Язык - тоже. Классики, в частности, Ожегов, понимали язык как "орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе". Даль относился к языку проще - как к "совокупности всех слов народа и верному их сочетанию, для передачи мыслей своих". Что же делает речь "человеческой"? Сегодня язык - "не только словарный запас, но и способ человека выражать себя". Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире". Язык идет рука об руку с культурой части страны, области, то есть идеями, обычаями определенной группы людей, общества. Лингвокультурологическая методика базируется на следующей аксиоме:
"В основе языковых структур лежат структуры социокультурные". Мы понимаем мир посредством мышления в определенном культурном поле и пользуемся языком для выражения своих впечатлений, мнений, эмоций, восприятия. Поэтому каждый ученик должен относится к языку как к зеркалу, в котором отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт, повседневное поведение, творчество. Башкирский, как и другие языки, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа При изучении башкирского языка необходимо учитывать идею динамичности языка, фразеологию, этимологию (происхождение слов), а также и то, что слова являются компонентами национальной культуры. В современной лингводидактике и лингвокультурологии сильна идея рассматривания языка как продолжения культуры или культурно - исторической среды, поэтому укрепляется тенденция изучения теоретической основы языка на более высоком уровне. Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка, для этого важным условием является изучение правил. Поэтому, необходимо параллельно развивать речь и изучать систему родного языка. Этот прием способствует воспитанию речевой культуры только если он основан на теориях коммуникации, речевой деятельности, синтаксиса текста, стилистики, культуры речи и риторики.
Предметом исследования лингвокультурологии являются единицы языка, которые приобрели символическое, эталонное, образно- метафорическое значение в культуре.
1. Актуальность разработки курса | Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что основе новой концепции преподавания башкирского языка должно быть единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовное богатство и историко-культурное явление. Язык не только неотъемлемая часть национальной культуры, каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, он также является фактором, оказывающим влияние на дальнейшее развитие национальной культуры. |
2. Причины введения курса | Необходимость введения этого курса обусловлена тем, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и обучающиеся ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами. Сегодня язык не только словарный запас, но и способ человека выражать себя. Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире |
3. Особенности программного материала | Специфика данной учебной дисциплины
обусловлена тем, что лингвокультурологическая
методика базируется на следующей аксиоме: в
основе языковых структур лежат структуры
социокультурные. Особенность изучаемого курса состоит в том, что башкирский язык , будучи явлением соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа. |
4. Роль и место курса | Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как башкирский язык, культура Башкортостана, история Башкортостана. |
5. Адресат | Спецкурс рассчитан и рекомендован обучающимся 8-х классов |
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся. | В результате прохождения программного
материала обучающийся имеет представление о:
Знает: Башкирское устное народное творчество умеет: Анализировать прозаические, драматические тексты Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка. Для этого важно не только изучение правил, но необходимо параллельно развивать речь и изучать систему родного языка. |
8.Целевая установка | Целью является формирование и развитие
учащихся как языковых личностей. Задачи:
|
9.Структура программы | В связи с поставленными целями и
задачами в программу элективного курса включены
следующие разделы:
|
Литература.
- Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996г.
- Галин С.А. Башкирский фольклор: устно-поэтическое творчество башкирского народа. Уфа, Китап, 2004г.
- Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур. Уфа, Китап, 2003г.
- Кузбеков Ф.Т. История культуры башкирского народа. Уфа, 1997г.
- Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры. Уфа, 1999г.