Задачи:
- Побуждать перечитывать, просматривать тексты произведений при помощи системы вопросов; работать над пониманием смысла названия рассказа.
- Формировать познавательные умения: задавать вопросы, выдвигать предположения, делать выводы; умения и навыки учебного труда: работать с книгой, словарем.
- Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры
I. Организация класса
II. Повторение изученного материала
1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.
Вспомнить название, автора Приложение
Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”
- При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?
Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску
- Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?
/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)
/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)
- Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)
/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)
/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)
/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)
В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.
III. Работа по теме урока
1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.
Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?
Учимся любить название на доску
- Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?
/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?
- Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)
- Есть ли произведения знакомых авторов?
2. С какого произведения начнем? (с.142)
Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску
- Что уже знаете о писательнице? Портрет
Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.
3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.
- Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.
Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.
- Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
- Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
- Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
- Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.
Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.
4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
- Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
- Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.
Чтение учителя
- Оправдались ли наши предположения?
5. Прочитаем “буксиром” за мной.
- Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску
/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.
Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?
- Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)
- Кто главная героиня этих рассказов?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)
7. Выборочное чтение
- Чем на этот раз отличилась бабушка?
- Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
- Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
- Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
Способность сопереживать, и есть способность любить.
Музыкальная физминутка. Песня “Божья коровка” Приложение
Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.
Слушаем песню, представляем, о ком поется.
8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой
Лето в чайнике название на доску
- Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.
- Чтение детьми вслух абзацами.
Ответить на вопрос.
9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)
Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!
10. “Жужжащим” чтением читаем
Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания
/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе
- Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?
- Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)
/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.
- Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте
- А какая версия у вас есть?
- “Мы заговорили все разом…”
“Мы” - это кто?
/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.
11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.
- Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?
/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.
12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?
/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.
- Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?
/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146
Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.
IV. Итог урока
- В каком разделе начали работу? Какая цель?
- Какие произведения прочли?
- Что узнали?
- Дома подготовить чтение по ролям
- Выставление отметок