Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Разделы: Русский язык


Цель: обучать учащихся навыкам анализа и понимания текста.

Задачи:

  • совершенствовать умения выделять главную и второстепенную информацию, микротемы;
  • развивать умения сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ;
  • воспитывать культуру речи.

Тип урока: урок конкретизации понятий

Форма урока: урок-практикум.

Этапы урока

1. организационный этап.

2. Постановка учебной задачи

Сегодня для работы я предлагаю текст из книги Б. Л. Васильева “Летят мои кони...”

Чтобы сжато изложить предложенный текст, вы должны понять прослушанный текст и определить, что в нем главное, а что второстепенное. Для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

3. Определение границы знания-незнания. Самооценка умений, необходимых для написания сжатого изложения.

Оцените имеющиеся у вас знания и умения по написанию сжатого изложения

Умения На начало урока На конец урока
1 Умею выделять главную и второстепенную информацию    
2 Умею выделять микротемы и определять абзацы    
3 Умею применять прием сжатия текста - исключение    
4 Умею применять прием сжатия текста - замена    
5 Умею применять приемы сжатия текста - слияние    

4. Чтение текста учителем.

1.Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нем жить, и ни для чего более. 2.Любимым присловьем моего отца было: “Не то важно, из чего пьешь, а то — с кем пьешь”. 3.Из этого вовсе не следует, что отец “закладывал воротник”: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — еще и по воскресеньям. 4.Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол “пить” подразумевал для него существительное “чай”. 5.Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.

6.Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. 7.Правда, одно “излишество” у нас все же было: книги. 8.Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. 9.Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба.10. Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: “Да, меня переводят. Выезжаем послезавтра”. 11.И начинались сборы, лишенные лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. 12.Мне, например, полагалось укладывать книги. 13.Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность. 14.Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом.

15.И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и. ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. 16.Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. 17. И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я еще бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.

18.Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.

5. Работа над текстом

А) Проверка глубины и точности восприятия исходного текста.

  • В каких предложениях содержатся ответы на вопросы:
  1. В чем заключается принцип рационального аскетизма?
  2. Почему ребенку доверяли собирать книги?
  3. Как в семье героя относились к книгам?
  • О чём этот текст? Какова тема данного текста, как ее определить?
  • С темой тесно связана идея текста. Какова главная мысль текста? К чему призывает автор?
  • Какой тип речи используется в этом тексте?
  • Сформулируйте тезисположение, в котором сжато выражена главная мысль текста.
  • Сколько абзацев вы бы выделили? Определите микротему каждого абзаца. Составьте план.

Б) Работа над приемами сжатия текста.

У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.

  • Замените предложения с прямой речью косвенной.
  • В абзаце № 2 замените однородные члены предложения обобщающим наименованием. Какой вид сжатия текста вы использовали?
  • Сделайте предложение №17 простым.
  • Объедините предложения в одно и запишите их: №№ 15-16; 8-9. Какой вид сжатия текста вы использовали?
  • Объедините, где нужно, предложения с помощью слов потому что, поэтому, так как, когда, чтобы, если, но.
  • В тексте подчеркните те смысловые части, которые можно устранить без ущерба для его понимания. Какой вид сжатия текста вы использовали?

6. Написание сжатого текста изложения

7. Рефлексия.

Оцените повторно свои знания по таблице. Что изменилось? Обсудите дальнейшие планы работы над изложением.