Литература – очевидец истории.
М.Цветаева
Цель: Осмысление трагической судьбы страны и человека в период политических репрессий.
Задачи:
Образовательные:
- углубить и обобщить знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века»;
- отработать навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий.
Развивающие:
- развивать умение работать с архивными документами;
- развивать умение сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение.
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание исторической памяти и совести.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Учитель литературы:
- Тема нашего нетрадиционного урока: «Ответ ровеснику из 1937 года».
Тема загадка, которую мы разгадаем в течение урока.
Эпиграфом мы взяли слова Марины Цветаевой: «Литература – очевидец истории». Что этими словами хотела нам сказать поэтесса?...
- Я с вами согласна. Исторические события подвигли многих великих писателей и поэтов на создание великих произведений. И сегодня мы в этом ещё не раз убедимся…
- Вслушайтесь в слова А Ахматовой:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы,
Страдания выводят на щеках.
- Что мы слышим в строках этого стихотворения? (страх, страдания)
-В какое историческое время А.Ахматова могла их написать?...
-Да, эти стихи – лик времени, страницы истории, жизнь страны и общества в 30-е годы.
II. Учитель истории:
- Перед вами ставлю следующую задачу: закрепит и углубить знания по теме «Политическая система в 30-е годы XX века». Сделаем мы это необычно…
(слайд, приложение)
Итоговое заседания редакции газеты «Будущее России».
Цель: «Ответ ровеснику из 1937 года».
Отделы редакции |
Задания |
Архивно-документальный |
Изложение проблемы |
Политический |
Анализ политической ситуации в СССР в 30-е годы XX века |
Литературный |
Ответ ровеснику |
III. Выполнение заданий: (Ответы учеников.)
Учитель истории: Слово сотруднику архивно-документального отдела:
Ученик: В архиве был найден исторический документ – письмо учащегося 9 класса Московской школы Юрия Баранова, датированное 1937 годом, вот его фрагмент:
«Страшное несчастье постигло нашу семью. Папу арестовали по обвинению в самом страшном – во вредительстве. В результате случилось то, чего мы все боялись – папу приговорили к расстрелу. Это неправда…
Не ждал я такого исхода
И горьких не ждал этих слез,
В стану, где кончилась свобода,
Меня этот год перенес.
Но разве сломить нашу силу,
Рукой неверной судьбы?
Пока не увижу могилу,
Своей не закончу борьбы.»
- Мы установили: письмо оставлено без ответа. Наше предложение – написать ответ нашему ровеснику Юре Баранову.
Учитель истории: Ребята, какие слова вы нашли бы для вашего ровесника?...
- Что нужно ему объяснить?...
(Объяснить причины, которые повлияли на судьбу отца Юры.)
- Где искать эти причины?
(В политической жизни 30-х годов XX века.)
Учитель истории: Слово сотруднику политического отдела.
Ученик: (краткий анализ политической ситуации с изложением основных черт тоталитарной политической системы)
- В 1930 году шестнадцатилетний юноша Михаил Лермонтов оставил России поразительное «Предсказание»
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет…
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь.
Когда детей, когда невинных жен,
Низвергнутый не защитит закон;
И зарево окрасит волны рек
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
И горе для тебя! – Твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон.
- Через 100 лет в нашей стране установилась мощная, неограниченная власть Сталина. И народ узнал, зачем в его руке булатный нож: были уничтожены демократические свободы
- свобода слова, свобода совести;
- произошло духовное порабощение народа:
- насаждалась единая идеология;
- власть в стране была сосредоточена в руках одной партии, которая сохранила её(власть) благодаря насилию, репрессиям.
В Советском Союзе сложился тоталитарный политический режим с его характерными чертами:
(слайд, приложение)
Основные черты тоталитаризма.
- насильственное установление власти одной партии;
- отсутствие разделение власти;
- построение системы массовых организаций;
- уничтожение политических свобод;
- культ национального вождя;
- массовые репрессии.
Учитель истории: Приведите аргументы, доказательства того, что в СССР действительно сложились черты тоталитаризма.
- Объясните значение слова «репрессии».
(Ответы учеников.)
- Слово сотруднику литературного отдела:
Ученик: «Ответ ровеснику из 1937 года».
Юра! Дорогой наш ровесник. У нас с тобой одна удивительная родина - Россия. В её истории много героических и славных страниц. Мы гордимся её прошлым и настоящим.
Но тебе не повезло Юра. Ты родился, когда наша страна была «больна». Сталин и его окружение, одурманенные жаждой власти, уничтожали всех, кто мог хоть в чем-то проявить свою индивидуальность, творчество.
Твой отец разделил судьбу многих людей, канувших в неизвестность, погибших или просидевших долгие годы в заключении.
Десять лет,
Пятнадцать,
Двадцать…
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Сколько же сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…
Память о них будет жить в наших сердцах.
Учитель литературы: Жертвами сталинских репрессий посвящены эти памятники, мемориалы. (на слайде, приложение)
А литература запечатлела эту горькую правду истории в своих произведениях, стихах.
(Чтение стихов о сталинских репрессиях).
- Шелестят тяжелые страницы… И вот ещё одна страница о правде 30-х годов XX века.
Можно строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На сенатскую площадь.
Мы не будем увенчаны,
И в кибитках снегами
Настоящие женщины,
Не поедут за нами.
(Наум Коржавин)
- Эти стихи Наум Коржавин написал в годы сталинских репрессий. С каким историческим событием 19 века сравнил он это время?..
- Воспетые Некрасовым, русские женщины поехали к своим мужьям в Сибирь на каторгу. А могли ли это сделать женщины в 30-е годы?
Ученица:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
(А.А.Ахматова “Реквием”)
Итог: История учит исправлять ошибки, литература – не забывать.