Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Предметные задачи урока:
- формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;
- развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
- ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.
Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.
Метапредметные задачи урока:
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
- строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).
Оборудование: глобус, карта полушарий, учебник «Окружающий мир», 2кл., (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).
Ход урока
1. Введение в тему урока.
Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Ученик: Глобус.
Ученик: Карта.
Учитель: Кто прав?
Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.
Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте.
(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД –овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления)
2. Работа над новым материалом.
Учитель: Что такое глобус?
Ученик: Уменьшенная модель земного шара.
Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.
Учитель: А какой был древний глобус?
Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)
– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
Учитель: Какие глобусы бывают?
Подготовленный ученик: Глобусы бывают разные. Могут бытьглобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.
Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.
Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.
Учитель: Как устроен глобус?
Ученики (читают самостоятельно текст на с. 83)
(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами)
Учитель: Что сразу бросается в глаза?
Ученик: Глобус немного наклонен.
Учитель: Почему глобус наклонили?
Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.
Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?
Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.
Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?
Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.
Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом? Подтвердите ответом из учебника.
Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду (зачитывает текст в учебнике).
3. Физкультминутка.
Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.
Покажите их на глобусе (дети показывают)
Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.
Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой. Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.
Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)
Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.
Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?
Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?
Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.
Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?
Ученик: Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.
Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с западным полушарием и восточным. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.
Учитель: Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?
Ученик: Огромные участки суши и воды.
Учитель: Какого они цвета?
Ученик: Голубого.
Учитель: Как называются участки суши?
Ученик: Материки.
Учитель: Сколько материков?
Ученик: шесть.
Учитель: Покажите материки на западном полушарии и на восточном.
4. Работа по осознанию нового материала.
(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций).
Работа в тетради, с.18, задание 38
(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач)
Учитель: Напишите понятия к данным определениям. Вашим помощником будет рисунок на странице учебника 84.
Проверка задания (обмен тетрадями с соседом по парте)
5. Итог урока.
Учитель: Рассмотрите глобус и карту полушарий. Что вы нашли общего? Какие различия вы заметили? (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение логическими действиями сравнения, анализа)
Ученик: И на глобусе, и на карте вода синего цвета, суша – зелёного, коричневого, жёлтого цвета. На карте географические объекты крупнее, чем на глобусе.
Учитель: Какой цвет преобладает на глобусе и на карте полушарий?
Ученик: Синий.
Учитель: Какие материки расположены в восточном полушарии?
Ученик: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида.
Учитель: В Западном полушарии.
Ученик: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Учитель: Покажите на глобусе или карте полушарий места, где в течение круглого года тепло.
Учитель: Спасибо за урок.