Глобус и географическая карта

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Предметные задачи урока:

  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;
  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

Оборудование: глобус, карта полушарий, учебник «Окружающий мир», 2кл., (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте.

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД –овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления)

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Что такое глобус?

Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

Учитель: А какой был древний глобус?

Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

Учитель: Какие глобусы бывают?

Подготовленный ученик: Глобусы бывают разные. Могут бытьглобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

Учитель: Как устроен глобус?

Ученики (читают самостоятельно текст на с. 83)

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами)

Учитель: Что сразу бросается в глаза?

Ученик: Глобус немного наклонен.

Учитель: Почему глобус наклонили?

Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?

Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?

Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.

Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом? Подтвердите ответом из учебника.

Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду (зачитывает текст в учебнике).

3. Физкультминутка.

Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.

Покажите их на глобусе (дети показывают)

Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой. Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.

Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)

Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.

Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?

Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?

Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.

Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Ученик: Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с западным полушарием и восточным. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

Учитель: Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?

Ученик: Огромные участки суши и воды.

Учитель: Какого они цвета?

Ученик: Голубого.

Учитель: Как называются участки суши?

Ученик: Материки.

Учитель: Сколько материков?

Ученик: шесть.

Учитель: Покажите материки на западном полушарии и на восточном.

4. Работа по осознанию нового материала.

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций).

Работа в тетради, с.18, задание 38

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач)

Учитель: Напишите понятия к данным определениям. Вашим помощником будет рисунок на странице учебника 84.

Проверка задания (обмен тетрадями с соседом по парте)

5. Итог урока.

Учитель: Рассмотрите глобус и карту полушарий. Что вы нашли общего? Какие различия вы заметили? (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение логическими действиями сравнения, анализа)

Ученик: И на глобусе, и на карте вода синего цвета, суша – зелёного, коричневого, жёлтого цвета. На карте географические объекты крупнее, чем на глобусе.

Учитель: Какой цвет преобладает на глобусе и на карте полушарий?

Ученик: Синий.

Учитель: Какие материки расположены в восточном полушарии?

Ученик: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида.

Учитель: В Западном полушарии.

Ученик: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Учитель: Покажите на глобусе или карте полушарий места, где в течение круглого года тепло.

Учитель: Спасибо за урок.