Цель.
- Показать детям, чем отличается научный текст от литературного. Учить чтению целыми словами.
- Развивать чувства самосохранения и здоровьесбережения.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование.
- Схема “Грибы”.
- Презентация “Грибы”.
- Компьютер, диск.
- По два осенних листочка у каждого.
- Персонаж “Красная Шапочка”.
- Отдельные виды грибов.
- Литературный сундучок.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Дети, проверьте, все ли у вас готово к уроку.
– Мы начинаем урок чтения.
II. Фонетическая зарядка.
- Как воздух выходит из шарика? С-с-с
- Как шипит змея? Ш-ш-ш
- Как паровоз выпускает пар? Щ-щ-щ
- Как шипит гусь? Ш-ш-ш
- Как шелестят листочки? Ш-ш-ш
III. Проверка домашнего задания.
У. – Дети, какое время года у нас сейчас?
Д. – Осень.
У. – По каким признакам это видно?
Д. – Стало холодно. Небо серое. Солнышко светит все реже и реже. Падают листья с деревьев.
У. – Да, действительно, у нас пора золотой осени. Продолжается карнавальный листопад. Красный, багряный, золотистый лист ложится на землю, укрывая ее теплым одеялом. Это явление природы связано с чудесами, которые происходят в природе. Но в жизни есть люди, которые тоже могут творить чудеса – это художники, писатели, поэты. Их, действительно, можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуя красоту природы, силой своего воображения создают живые картины. А мы – читатели, слушая сейчас стихи об осени, будем оживлять эти картины. Итак, открываем нашу поэтическую страничку.
– Послушайте стихотворение Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной”.
(Стихотворение рассказывают 3 ученика.)
У. – Ребята, какие картины осени вы представили, слушая это стихотворение?
Д. – Над головой голубое небо. Яркий солнечный день. Тонкая паутина блестит на солнце.
У. – Следующее произведение, которое вы учили – это стихотворение К.Бальмонта “Поспевает брусника”.
(Ученик рассказывает стихотворение.)
У. – Какие строки нам говорят о настроении поэта?
Д. – И от птичьего крика сердце стало грустнее …
У. – Да, поэту грустно оттого, что птицы покидают свою родину и улетают в далекие края. Поэт грустит, что прошло лето.
У. – А теперь послушаем стихотворение А.Плещеева “Осень наступила”.
(Ученик рассказывает стихотворение.)
У. – Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтом?
Д. – Грустное и печальное.
У. – А почему грустное?
Д. – Грустно оттого, что высохли цветы, уныло глядят голые кусты, вянет травка на лугах, солнце не блестит, птички улетели в теплые края.
У. – Следующее стихотворение – стихотворение Афанасия Фета “Ласточки пропали”.
(Ученик рассказывает стихотворение.)
У. – По каким признакам видно, что в стихотворении изображена осень?
Д. – На дворе темно. Лист сухой валится. Ласточки пропали и от этого становится грустно.
У. – Как вы думаете, только ли грусть навевает это стихотворение?
Д. – Нет. В конце стихотворения есть строки, которые живописно рисуют осеннее замирание природы.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
У. – Да, поэт грустит, что природа увядает, но одновременно он рад приходу волшебницы зимы.
У. – Какой темой объединены все эти стихи?
Д. – Все стихи об осени.
У. – Действительно, все поэты в стихах, которые мы прослушали, говорили об осени. Но каждый из них по-разному нарисовал осеннюю картину, по-своему передал нам свои чувства.
У. – А теперь давайте послушаем ваши произведения об осени. У вас было домашнее задание: придумать свой рассказ или сочинить маленькое стихотворение на тему “Осень”.
– Подойдите к Литературному сундучку, возьмите свое произведение и прочитайте его.
Первый ученик. – Я сочинил рассказ “Осень”.
Наступила золотая осень.
Подарила осень деревьям разноцветный наряд: березкам желтые сарафанчики, осинкам
подарила красные платьица. Под ногами лежит разноцветный ковер из листиков. Мне
очень нравится это время года.
Второй ученик. – Я написала маленькое стихотворение “Осень золотая”.
Золотая осень, золотые листья,
Золотое солнце светит очень низко!
Птицы улетают в теплые края.
Грустно мне на сердце –
Впереди зима!
У. – Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали стихи, сами придумали рассказ и написали стихотворение.
– Вы все получаете отметку “5”!
IV. Музыкальная пауза.
У. – А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем.
(Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движенияю)
Закружилась листва золотаяС.Есенин.
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
V. Работа над новым материалом.
1. Вводное слово учителя.
У. – Дети, сегодня мы продолжаем работать по разделу “Люблю природу русскую. Осень”.
– Вы знаете, что вся природа делится на неживую и живую.
– Что же относится к живой природе?
Д. – К живой природе относятся растения, животные, человек.
У. – А что относится к растениям?
Д. – К растениям относятся деревья, кустарники, травы, цветы.
У. – Дети, сегодня вы узнаете, а что же такое грибы: растения, животные или еще что-то?
(На доске представлена схема.)
Рис.1
2. Работа с научной статьей.
У. – Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 (Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. – М.: Просвещение, 2009 г.; часть 1) и прочитайте текст “Грибы”.
1) Первичное самостоятельное восприятие текста.
У. – Что интересного вы узнали из текста о грибах?
Д. – Грибы – это не растения и не животные.
У. – Так что же такое грибы?
Д. – Это особое царство природы, которое так и называется грибы.
2) Повторное чтение текста вслух.
У. – О каких грибах говорится в этом тексте?
Д. – В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.
У. – Дети, а кто является автором этого текста?
Д. – Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.
У. – Кто знает, что такое энциклопедия?
Д. – Это умная книга, которая учит многому умному.
У. – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
3. Игра “Помоги Красной Шапочке”.
У. – Все вы знаете сказку о Красной Шапочке. Так вот когда она шла к своей бабушке, то хотела ей набрать в свою корзинку много грибов.
– Да вот беда! Все грибы красивые! Красная Шапочка растерялась и не знает, какие грибы лучше.
– Помогите Красной Шапочке собрать грибы для бабушки.
(На доске разбросаны грибы. Учащиеся перечисляют, какие грибы можно положить в корзинку.)
У. – А почему вы не назвали такой красивый гриб: в красной шапочке с белыми горошками на шляпке?
– Что это за гриб?
Д. – Это мухомор. Его людям нельзя употреблять в пищу, так как он ядовитый.
У. – Так что же надо знать Красной Шапочке и всем грибникам, прежде чем идти собирать грибы?
Д. – Надо знать очень хорошо грибы, какие из них съедобные, а какие несъедобные.
4. Работа с презентацией “Грибы”.
У. – Дети, посмотрите на презентацию (Приложение1) и сделайте вывод, на какие же две группы делятся грибы?
Д. – Грибы бывают съедобные и несъедобные.
У. – Перечислите съедобные грибы.
Д. – Съедобные грибы – это белые грибы, подосиновики, подберезовики, маслята, опята и др.
У. – Назовите несъедобные грибы.
Д. – К несъедобным грибам относятся: мухомор, бледная поганка, свинушки и др.
У. – Молодцы! Вы все хорошо работали: читали, отвечали на вопросы.
5. Гимнастика для глаз.
У. – А теперь давайте еще немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:
1) Вращение – вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки;
2) Вертикали-горизонтали – не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами:
- вверх-вниз (10 раз);
- вправо-влево (10 раз);
3) Косые глаза – поднесите палец к переносице, посмотрите на него; теперь медленно отводите палец вдаль, продолжая следить за ним глазами;
4) расслабление – плотно закройте глаза, расслабьте лоб и подумайте о чем-нибудь приятном.
6. Работа по карточкам.
У. – А сейчас каждый из вас самостоятельно познакомится с правилами сбора грибов.
– Возьмите из конверта №1 карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы”:
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!
У. – С какими правилами сбора грибов вы познакомились?
(Ответы детей.)
У. – В тексте вам встретилось новое слово грибница.
– Кто знает, что обозначает это слово?
– Сейчас нам подробно об этом расскажет …
7. Знакомство с дополнительным сообщением.
(Ученица читает сообщение.)
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.
А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.
У. – Что же такое грибница?
Д. – Грибница – это подземная часть гриба.
У. – Что интересного вы заметили в тексте?
Д. – Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные.
8. Работа над стихотворением В.Берестова “Хитрые грибы”.
У. – Сегодня вы познакомитесь с еще одним произведением – стихотворением Валентина Берестова. Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. У стихотворения очень интересное название “Хитрые грибы”.
– Попробуйте, не читая произведения, определить, о чем будет говориться в этом стихотворении.
(Ответы детей.)
У. – А теперь послушайте стихотворение “Хитрые грибы” в исполнении …
(Учащийся читает стихотворение наизусть.)
У. – Дети, вам понравилось стихотворение? Чем?
(Ответы детей.)
У. – Прочитайте это стихотворение самостоятельно.
(Дети знакомятся со стихотворением.)
– Какие строки у вас вызывают улыбку?
Д. – О грибах говорят, как о живых, что они большой корзины испугались и спрятались.
У. – Можно сказать, что это шутливое стихотворение?
Д. – Да можно. Когда его слушаешь, хочется улыбаться.
9. Сравнительный анализ двух текстов.
У. – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
Д. – Да, у них одна тема – грибы.
У. – А чем они отличаются?
Д. – Одно произведение – стихотворение, а другое – научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.
У. – Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
Д. – Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.
– Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.
У. – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
VI. Итог.
У. – Дети, что вам сегодня удалось на уроке?
– Чему вы учились?
– Вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке, в жизни?
(Ответы детей.)
У. – Дети, а еще вы учились на уроке самосохранению и здоровьесбережению, так как сам человек должен заботиться о своем здоровье и безопасной жизни.
Домашнее задание. Научиться выразительно читать стихотворение.