Цель урока: изучить особенности состава, географического положения и природных компонентов. Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири. Воспитание чувства ответственности за коллективную работу.
Оборудование: Карты России: физическая, климатическая, тектоническая, презентация.
Ход урока
- Организационный момент. Рефлексия цветом.
- Изучение новой темы – 10–12 минут (презентация).
- Источники знаний: учебник стр. 229-235, атласы, географические карты.
Работа в группах:
“Географическое положение”.
1. В какой части России расположен природный район “Восточная Сибирь”?
2. Какие составные части выделяют в Восточной Сибири?
3. Установить границы района, какие из них проходят по природным объектам?
4. Определите протяженность с севера на юг по 110* меридиану?
5. Определите протяженность с запада на восток по северному полярному кругу?
6. Определить площадь района.
7. Показать на карте Восточную Сибирь и ее границы.
“Рельеф”.
1. Определите главные формы рельефа в Восточной Сибири: хребты, равнины, низменности и их высоту?
2. Почему рельеф разнообразен?
3. По геологической карте определите, отложения, какого возраста выходят на поверхность на Среднесибирском плоскогорье и наиболее широко распространены в Северо-Восточной Сибири?
4. Где фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность?
5. Что такое Трапп?
6. Показать на карте формы рельефа.
“Климат”.
1. В каких климатических поясах расположена Восточная Сибирь?
2. Какие факторы сформировали резко-континентальный климат?
3. Определите по климатической карте средние температуры января и июля, годовое количество осадков на полуострове Таймыр, в Якутии, на юге Иркутской области?
4. В каком направлении изменяются эти показатели. Почему?
5. Почему “ полюс холода” расположен в поселках Верхоянск и Оймякон? Показать их на карте.
“Поверхносные воды”.
1. Какие крупные реки и озера расположены в Восточной Сибири?
2. Назовите несколько характерных особенностей рек Восточной Сибири.
3. Почему в районе широко распространена многолетняя мерзлота?
4. Какие своеобразные формы рельефа связаны с многолетней мерзлотой?
(Булгунняхи – ледяные бугры, тарыны – наледи, отуряхи – травяные реки, термокарстовые озера.)
5. Показать на карте основные реки и озера.
“Природные зоны”
1. Какие природные зоны протянулись по Восточной Сибири?
2. Какие типы лесов и на каких почвах представлены в таежной зоне?
3. Как приспособились растения и животные к суровости климата?
4. Как проявляется высотная поясность в горах Восточной Сибири?
Физкультминутка.
Отчет группы – 2–4 минуты. (20 мин.) Параллельно показывается презентация.
Выступление групп оценивает класс. Оценки каждому ученику выставляет группа в листке состава команды.
Главные черты природы ученики записывают в тетрадь.
Домашнее задание: на контурные карты нанести границы Средней и Северо-Восточной Сибири, рельеф, реки, Верхоянск и Оймякон.
Творческое задание: презентации о п-ве Таймыр, р. Лене, плато Путорана, Якутии.
Рефлексия.