Урок географии по теме "Освоение Земли человеком: основные виды хозяйственной деятельности и ее последствия". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с районами современного размещения населения, основными направлениями хозяйственной деятельности человека.
  • Раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу.
  • Воспитывать чувства бережного отношения к окружающей природе

Оборудование: Карта полушарий, презентация подготовленная учителем «Освоение Земли человеком», карты атласа, контурные карты.

Форма урока: нестандартный урок-телепередача.

ХОД УРОКА

До теперешней нашей Земли,
до её снегов и метелей
бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево
«Человек» разумный сидит на вершине этого древа
А над ним проносится век.
Поворот. Круговороты
Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!

(Р. Рождественский)

Представление гостей телестудии: эксперт-эколог, эксперт-географ, ученик-телеведущий, учитель – дублер.

Учитель: Ребята, вы должны сегодня понять размеры катастрофы, нависшей над нашей Землей и, не пугаясь, найти пути возможного выхода из неё с вашим участием и в будущем, когда вы станете взрослыми.

Ученик-телеведущий: Прошло уже около I миллиона лет, как появился человек на Земле
В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё.
Древняя родина человечества Африка и Юго-Восточная Евразия. Освоив удобные места для жизни, человек  расселяется на  другие материки.

Слайды 3-5.

Задание классу: На контурную карту нанести пути расселения человека по материкам.

Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия, постепенно росла численность населения. Если 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн. человек. То в настоящее время около 7 млрд. человек.

Задание классу: Определить по карте плотно населенные районы мира.

Беда наступила тогда, когда человек стал добывать в природе не только необходимое для жизни, а занялся хищническим истреблением её богатств, Когда ослепленный жаждой наживы, перестал задумываться над последствиями.
Слайд 6. Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США) повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле»
Почему?
Только человек способен истребить целые виды животных.
Вот несколько видов из огромного списка потерь.

Слайды 7-11.

Посмотрите внимательно на этих животных. Их нет!

Сообщение учащихся:

1. О стеллеровой корове

Стеллерова корова была открыта в 1741 году Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.И.Берингом. Сначала Стеллер полагал, что имеет дело с обыкновенным ламантином и называл животное «манатом». «Если меня спросили бы, сколько я видел их на острове, то я бы незамедлительно ответил – их невозможно сосчитать, они бесчисленны…» – писал Стеллер.
«Запах и вкус жира очень приятен и по вкусу сильно превосходит сало морских и домашних животных. Этот жир может храниться даже в самые жаркие дни, не тухнет и не воняет. Мясо красное, более плотное, чем говяжье, по вкусу от него не отличается, сохраняется в жаркие дни долго, без запаха… Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» – записал Стеллер в своих заметках.
В результате хищнического промысла к 1768г. стеллерова корова была полностью истреблена

2. О странствующем голубе

Странствующий голубь в огромных количествах обитал а Северной Америке, общая численность колонии оценивалась в 160 млн. особей на площади 2200 кв.км. иногда на одном дереве было до сотни гнезд. Эти птицы стали пушечным мясом для местного населения, их убивали ради интереса.

3. Дронты

Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предположительно взрослая птица весила 20-25 кг., в высоту достигала метра, лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. Дронты не умели летать, хорошо плавать, быстро бегать. В результате многовековой эволюции дронты утратили крылья, на них осталось всего несколько перьев, а хвост превратился в маленький хохолок. Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане. Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев. Охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, Для охоты достаточно было подойти и ударить палкой по голове.

4. О бизонах

Бизонов убивали ради развлечения, на пари,…чтобы ускорить движение поездов, «просто так». Шла компания за их полное уничтожение. Застрелив бизона, «охотник» брал только язык. Главная задача «бизонобоев» была убивать как можно больше, убивать животных быстрее, чем они размножались. «Так может делать только сумасшедший», – говорили индейцы. Много сил и времени пришлось затратить Америке и Канаде на то, чтобы сохранить бизона как вид.
Вот первые экологические последствия хозяйственной деятельности.

Вопрос классу:

1. К чему привели эти последствия?
2. Какой вклад в охрану животного мира вы могли бы внести в будущем?

Скотоводство и земледелие основа сельского хозяйства, а развитие сельского хозяйства сильно изменяет природные комплексы.

Слайды 12-15

Справка: На образование 1 см почвы требуется 100 лет.
Плодородие можно потерять за один полевой сезон.
Ежегодно реки уносят в Мировой океан примерно 25 млрд. т. почвы.
Ежегодная эрозия почвы с 14% в России до 44% в США.

Вопрос к главному эксперту.

Каковы главные причины опустынивания?

Географ: Пустыня – её пространство медленно и неуклонно расширяется. Этот процесс связан прежде всего с неумеренной хозяйственной деятельностью человека.
Причин опустынивания много. Это и неумеренный выпас скота, когда предельная нагрузка на пастбище приводит к уничтожению растительного покрова и эрозии почв. Это и хищническая вырубка деревьев и кустарников вблизи жилья, что приводит в движение пески, засыпающие поля и деревни.

Вопрос: Как вести борьбу с опустыниванием?

Географ: Борьба с опустыниванием – одно из основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы планеты.
Посадка саксауловых лесов, улучшение пустынных пастбищ путем высева различных трав, мелиорация засоленных почв. К сожалению, масштабы опустынивания значительно превосходят фронт борьбы с нежелательными экологическими последствиями. Проводимые мероприятия чаще бывают эпизодическими.

Слайды 16-17

Справка: В настоящее время площадь лесов составляет около 3,9 млрд. гектаров (около 30% поверхности суши).
Более половины площади мировых лесов (51%) расположено на территории четырёх стран: Россия – 22%, Бразилия – 16%, Канада – 7%, США – 6%

Вопрос: Каковы основные причины, изменяющие природные комплексы лесов?

Ежегодно уничтожается лес на площади 125 тыс. кв. км, что равно территории таких стран как Австралия и Швейцария вместе взяты. Главными причинами уничтожения лесов являются: расширение сельскохозяйственных угодий и вырубка лесов с целью использования древесины. Леса вырубаются в связи со строительством, частыми пожарами, возникающими по вине человека.

Вопрос экологу: Каковы экологические последствия уменьшения площади лесов?

Эколог: Экологические последствия являются причиной исчезновения природного комплекса, уменьшения кислорода, загрязнение атмосферы вредными газами, а лес является своеобразным фильтром. Вырубка леса на больших площадях, как правило, увеличивает поверхностный сток воды и усиливает эрозию почвы, Исчезают различные виды растений, животных.

Вопрос: Какие растения нашей местности находятся под охраной?
Какие мероприятия необходимы для восстановления лесов?

Эколог: Леса подлежат охране и регулированию  использования как источник древесины, охране от лесных пожаров. Часто причиной возгорания служит детская шалость, неосторожное обращение с огнем в лесу, нужна разъяснительная работа среди учащихся и взрослого населения.
Вопрос: Какие мероприятия по охране лесов проводятся в нашей школе?

Слайд 18

Ведущий: Быстрый рост городов ведет к развитию промышленности, а это значит, нужны полезные ископаемые, необходимость строительства железных дорог, фабрик, заводов.
Вопрос: Какое влияние на природу оказывают города?
Рассмотрим на примере нашего города Братска.

Справка: По данным федеральной службы государственной статистики, среди регионов Сибирского федерального округа, в атмосферу г. Братска ежегодно выбрасывается 116,2 тысяч тонн выбросов.  Сероводорода – 1,6 ПДК, сероуглерода – 1,5 ПДК, фтористого водорода – 1,2 ПДК. Наиболее интенсивное загрязнение почв фтором (от 10 до 46 мг/кг), превышающее ПДК, зафиксировано на площади 10х5 км, охватывающей промышленную зону «БрАЗа», его окрестности и частично поселки Чекановский и Строитель.

Зачитывается отрывок из стихотворения Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс).

Непонятное в природе!
Взять хотя бы корнеплод!
В нашем чудо-огороде
Слаще редьки хрен растет!
Овощи – чудовища!
Разве это овощи?!
Не морковь, а просто срам,
Не щадя усилия,
Вырвешь не морковь, а храм
Блаженного Василия.
Как тут черта не помянешь
Восьмирогий корнеплод,
Что из грядки не потянешь
Или гниль, или урод.
Эти испражнения БрАЗа,
Хуже ведьменного сглаза
Посмотри-ка вдаль, братва,
Ядовитая ботва
Поднимается от БрАЗа
Наша гибель и зараза

Задание: Объясните, почему в стихотворении описаны  такие явления?

Вопрос: Какое влияние оказывают предприятия нашего города на окружающую среду? Постарайтесь объяснить.

Слайд19

Задание: Самостоятельно заполнить схему в рабочие тетради

Хозяйственная деятельность человека

Виды деятельности Охота Растениеводство Животноводство Рост городов
Последствия деятельности        
Пути решения проблемы        

Итог урока: Окружающая нас природа серьезно больна, а это значит, больны и мы с вами. Долг наш быть «Человеком» с большой буквы. Поэтому каждый из нас должен поступать по-человечески.

Слайд 20

Оценить деятельность учащихся можно по следующим критериям:

1. Выполнение работ на контурной карте.
2. Заполнение таблицы в тетрадях
3. Ответы учащихся на поставленные вопросы.
4. Выступления учащихся с дополнительными сообщениями.