Урок по теме "Свобода и ответственность"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
  2. Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
  3. Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

(Повторение по предыдущей теме урока “Свобода и моральный выбор человека”.)

(Приложение) Слайд 1 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

– Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученик читает со слайда.)

– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”?

– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Мотивационный настрой.

Игра “Паровозик”.

(На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)

– Возьмите, пожалуйста, карточку со стола и найдите “своих друзей”, объединившись в группы. (Дети с одинаковыми символами на карточках должны взять друг друга за руки.)

Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, брать на себя ответственность

Сообщение темы урока,

Слайд 2 – Что вам уже известно по теме нашего урока? (Дети кратко отвечают, что понятие “свобода” они уже рассматривали на предыдущих уроках, а в слове “ответственность” можно выделить слово “ответ”, значит быть в ответе за что-то и перед кем-то.)

Слайд 3

– Прочитайте со слайда, что вам предстоит узнать на уроке.

Работа по теме урока.

– Вы правильно смогли определить, что подразумевает слово “ответственность”. А сейчас откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

(Списывают определение со слайда.) Слайд 4

Слайд 5

– Для размышления вам предлагаются 2 ситуации. Прочитайте первую и подумайте, кто должен нести ответственность?

(Проводится игра “Мнение”:
– Те, кто считают, что ответственность несет тот, кого толкнули, – располагаются у левой стены класса;
кто толкнул – у правой стены класса, затрудняюсь с ответом – у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы “затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп – если их смогли аргументированно переубедить.)

(Аналогично проходит обсуждение 2-ой ситуации.)

Вывод: Ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

– Проверим свои предположения. (Рассматривают картинки на слайдах и подписи-выводы к ним.)

Слайд 6, 7, 8, 9. (“Условия, при которых возможно ответственное поведение личности”.)

Слайд 10

– Рассмотрите рисунок на слайде “Пожар в лесу”. Порассуждайте, кто несет ответственность, за что несет ответственность и перед кем (чем) он ответственен.

(Аналогичным образом проводится работа с иллюстрациями в учебнике “Основы светской этики” с. 24.)

Слайд 11 (Задание к работе с иллюстрациями в учебнике.)

(В ходе обсуждения учитель подводит детей к выводу, который зачитывается со Слайда 12 и делаются соответствующие записи в тетради.)

Закрепление полученных знаний.

(Учитель по своему усмотрению работает со Слайдами 13, 14. 15,16. Главное, чтобы дети любую ситуацию смогли проанализировать с позиции “Отношения ответственности” Слайд 13.)

Работа в группах.

(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)

– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.

Образец выполнения работы:

Я Другие Школа
Чистить зубы Ухаживать за животными и растениями Выполнять домашнее задание
Вовремя ложиться спать Заботиться о младших сестрах и братьях Содержать в порядке книги и тетради
Умываться
и др.
Благодарить
и др.
Соблюдать правила внутреннего распорядка
и др.

Игра “Водоворот мнений”.

Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

+  – согласны,
–  – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение.

(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)

(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)

Домашнее задание (дифференцированное):

В учебнике с. 25 (вопросы и задания),

1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).

Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.

– Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.

3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 19 (“Мудрые мысли”.)

– Прочитайте мудрые мысли. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности .

– Оцените свою работу на уроке символами на полях тетради : “+” – все было понятно, “?” – есть еще над чем подумать”

(Слайд 18 Можно использовать при повторении изученного материала на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания в качестве вывода.)

Слайд 18 (Статья из детской энциклопедии “Все обо всем” об ответственности.)

– Прочитайте статью про себя и подготовьтесь ответить на вопросы:

– Что такое ответственность?

– Что предполагает ответственность и с чем она связана?

При подготовке к уроку использованы материалы:

  1. А.Я.Данилюк “Основы светской этики” 4–5 класс (Статья учебника “Свобода и ответственность” с. 24–25).
  2. А.Лопатина, М.Скребцова “Начала мудрости” (50 уроков о добрых качествах) изд-во М., “Амрита-Русь” 2007 г.
  3. А.Лопатина, М.Скребцова “600 творческих игр для больших и маленьких” изд-во М., “Амрита-Русь” 2005 г.
  4. Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева “Воспитание детского коллектива. 4 класс”, Волгоград, изд-во “Учитель”, 2008 г.
  5. Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”, изд-во “Просвещение” 2010 г.