Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
- Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
- Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
(Повторение по предыдущей теме урока “Свобода и моральный выбор человека”.)
(Приложение) Слайд 1 (Восточная притча “Утренний выбор”.)
– Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученик читает со слайда.)
– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?
– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”?
– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?
(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)
Мотивационный настрой.
Игра “Паровозик”.
(На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)
– Возьмите, пожалуйста, карточку со стола и найдите “своих друзей”, объединившись в группы. (Дети с одинаковыми символами на карточках должны взять друг друга за руки.)
Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.
– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.
– В какой роли вам было интересно? Почему?
– В какой роли было труднее всего? Почему?
(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)
– А значит, брать на себя ответственность
Сообщение темы урока,
Слайд 2 – Что вам уже известно по теме нашего урока? (Дети кратко отвечают, что понятие “свобода” они уже рассматривали на предыдущих уроках, а в слове “ответственность” можно выделить слово “ответ”, значит быть в ответе за что-то и перед кем-то.)
Слайд 3
– Прочитайте со слайда, что вам предстоит узнать на уроке.
Работа по теме урока.
– Вы правильно смогли определить, что подразумевает слово “ответственность”. А сейчас откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.
(Списывают определение со слайда.) Слайд 4
Слайд 5
– Для размышления вам предлагаются 2 ситуации. Прочитайте первую и подумайте, кто должен нести ответственность?
(Проводится игра “Мнение”:
– Те, кто считают, что ответственность несет тот, кого толкнули, –
располагаются у левой стены класса;
кто толкнул – у правой стены класса, затрудняюсь с ответом
– у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в
классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят
отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы
“затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то
они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп –
если их смогли аргументированно переубедить.)
(Аналогично проходит обсуждение 2-ой ситуации.)
Вывод: Ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.
– Проверим свои предположения. (Рассматривают картинки на слайдах и подписи-выводы к ним.)
Слайд 6, 7, 8, 9. (“Условия, при которых возможно ответственное поведение личности”.)
Слайд 10
– Рассмотрите рисунок на слайде “Пожар в лесу”. Порассуждайте, кто несет ответственность, за что несет ответственность и перед кем (чем) он ответственен.
(Аналогичным образом проводится работа с иллюстрациями в учебнике “Основы светской этики” с. 24.)
Слайд 11 (Задание к работе с иллюстрациями в учебнике.)
(В ходе обсуждения учитель подводит детей к выводу, который зачитывается со Слайда 12 и делаются соответствующие записи в тетради.)
Закрепление полученных знаний.
(Учитель по своему усмотрению работает со Слайдами 13, 14. 15,16. Главное, чтобы дети любую ситуацию смогли проанализировать с позиции “Отношения ответственности” Слайд 13.)
Работа в группах.
(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)
– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.
Образец выполнения работы:
Я | Другие | Школа |
Чистить зубы | Ухаживать за животными и растениями | Выполнять домашнее задание |
Вовремя ложиться спать | Заботиться о младших сестрах и братьях | Содержать в порядке книги и тетради |
Умываться и др. |
Благодарить и др. |
Соблюдать правила внутреннего распорядка и др. |
Игра “Водоворот мнений”.
Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:
+ – согласны,
– – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение.
(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)
(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)
Домашнее задание (дифференцированное):
В учебнике с. 25 (вопросы и задания),
1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть
ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)
2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).
Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.
– Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.
3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 19 (“Мудрые мысли”.)
– Прочитайте мудрые мысли. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности .
– Оцените свою работу на уроке символами на полях тетради : “+” – все было понятно, “?” – есть еще над чем подумать”
(Слайд 18 Можно использовать при повторении изученного материала на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания в качестве вывода.)
Слайд 18 (Статья из детской энциклопедии “Все обо всем” об ответственности.)
– Прочитайте статью про себя и подготовьтесь ответить на вопросы:
– Что такое ответственность?
– Что предполагает ответственность и с чем она связана?
При подготовке к уроку использованы материалы:
- А.Я.Данилюк “Основы светской этики” 4–5 класс (Статья учебника “Свобода и ответственность” с. 24–25).
- А.Лопатина, М.Скребцова “Начала мудрости” (50 уроков о добрых качествах) изд-во М., “Амрита-Русь” 2007 г.
- А.Лопатина, М.Скребцова “600 творческих игр для больших и маленьких” изд-во М., “Амрита-Русь” 2005 г.
- Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева “Воспитание детского коллектива. 4 класс”, Волгоград, изд-во “Учитель”, 2008 г.
- Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”, изд-во “Просвещение” 2010 г.