Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 7; с получением состава числа 7.
Задачи:
- Обучающая: Создать условия для изучения состава числа 7; упражняться в написании этой цифры.
- Развивающая : развивать речь, внимание, память, мышление; совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитывающая : формировать самооценку, учить работать в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; у учеников – карточки с цифрами, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Презентацию можно получить у автора статьи. Слайд 1 (1).
Посмотри скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Пенал, ручка и тетрадка?
– Садитесь.
Слайд 1 (2).
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
– Меня зовут Лидия Петровна. Сегодня на уроке математики мы будем работать вместе.
– Чтобы я видела, как работает каждый и могла помочь, если это будет необходимо, у вас есть карточки с кружками: красным, зелёным и синим.
Слайд 2 (1).
– Красный цвет обозначает: я буду работать очень хорошо, у меня всё получится.
Слайд 2 (2)
Зелёный – я буду стараться.
Слайд 2 (3)
Синий – я не хочу ничего делать сегодня.
– Покажите, как вы планируете работать на уроке.
– Запомните, а в конце урока мы сравним результат.
2. Пальчиковая гимнастика с аппликатором.
– Чтоб быстрей соображать, нужно пальчики размять.
Возьмите пружинки. Надеваем пружинку на пальчики левой руки. А слова вы знаете.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтобы показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Слайд 3 (правила).
3. Актуализация опорных знаний.
– А сейчас будем решать весёлые задачки.
Приготовьте карточки с цифрами и слушайте внимательно.
Слайд 4.
Шесть весёлых медвежат в лес за ягодой спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
– Покажите карточку с ответом. Положите карточку с ответом перед собой. (5)
– Как вы думаете, какое время года на слайде? Почему? (Лето)
Слайд 5.
Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало той дорожкой по полю?
– Положите карточку с ответом перед собой. (8).
– А здесь какое время года? Осень)
Слайд 6(1).
Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы:
– Это вам на зиму, внуки,
Рукавички по две штуки!
Берегите, не теряйте,
Сколько всех – пересчитайте.
– Покажите карточку с ответом.
– Ой, а у меня – 3. Кто же прав?
Слайд 6(2).
– Положите карточку с ответом перед собой. (6)
– Расположите карточки так, чтобы числа были в порядке возрастания. (5, 6, 8)
Как вы думаете? Не пропущено ли здесь какое-нибудь число?
Слайд 7, 8
– Что заметили? На что похоже цифра 7?
– Назовите соседей числа 7.
– Какое число является предыдущим? Какое следующим?
4. Постановка проблемы. Открытие нового.
– А вы хотите узнать о числе 7 больше?
Слайды 9, 10.
Число 7 считается необычным, магическим у многих народов. Оно играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудессвета). Дома у родителей спросите, что это за семь чудес света и завтра расскажите. Часто встречается число 7: в сказках “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, “Цветик-семицветик”.
Слайд 11.
В пословицах (Семь раз отмерь, а один раз отрежь).
– Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 12.
В загадках.
Разноцветное коромысло над землёй повисло.
Слайд 13 (1)
– Как радуга связана с темой нашего урока? (7 цветов)
Число 7 постоянно присутствует в нашей жизни. А как получить число 7?
Слайд 13 (2)
Состав числа 7. Работа в парах.(Работа со счётными палочками, заполнение числового домика).
– Положите слева 1 палочку. Сколько ещё палочек нужно, чтобы было 7?
Запись в домике на слайде 8.
После заполнения на слайде, вывесить домик на доску.
– Постарайтесь запомнить состав числа 7.
Слайд 14.
5. Физкультминутка “Раз, два – стоит ракета…”
6. Первичное закрепление. Работа в тетради № 2.
– Как получить 7 мы выяснили. А теперь научимся её писать.
– Возьмите листы. Урок 2 на странице 3 №7.
Слайд 15.
– Из скольких элементов состоит цифра 7? На какие цифры похожа?
– Как вы планируете выполнить это задание?
Красный – я справлюсь легко.
Зелёный – я подумаю и выполню.
Синий – я не знаю, как делать.
– Прописали цифру 7 до конца строки.
– Посмотрите, как у вас получилось.
Слайд 17.
Отметьте, как вы выполнили. Красный кружок – всё верно, зелёный – чуть-чуть ошибся, синий – пока не получилось.
Слайд 18, 16.
Стр. 2 № 1. Отработка состава числа 7.
Соотношение между целым отрезком и его частью.
-Как вы планируете справиться с заданием?
Проверка по столбикам. Оценим сами себя.
Зарядка для глаз.
7. Повторение пройденного.
Слайд 19, 20
№ 4 (если есть время). Самостоятельная работа. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. Составление равенств.
Проверка. Самооценка.
8. Итог. Слайд 21, 22.
– Что узнали нового? Чему научились?
– Что было самым интересным? Самым сложным?
9. Анализ самооценки.
Слайд 23.
Посмотрите, кружков какого цвета у вас больше и поднимите соответствующий. Вспомните, как вы планировали работать в начале урока и какой результат получили. Кто доволен своей работой на уроке?
– Ребята, большое спасибо вам за урок.
Слайд 24, 25.