Цель:
- познакомить детей с понятием определение;
- учить находить определение в предложении, обозначать его графически;
- развивать умение находить в предложении главные и второстепенные члены предложения;
- развивать аккуратность при выполнении работ в тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу в гости к Лесовичку-Боровичку. Он просит нас помочь найти его деток, которые разбежались по лесу, а во время поиска мы познакомимся с новым второстепенным членом предложения, будем учиться находить его в предложении и узнаем, как оно подчеркивается. А помогать в пути нам будет Белочка.
Ну что ж, вперед в путь. Открываем тетрадочки и пишем число.
3. Чистописание.
Ребята, когда листья в лесу падают, какой звук вы слышите? (Ш-Ш) (На доске изображение осенних листьев.)
Давайте пропишем букву Шш (учитель показывает образец на доске, дети пишут в тетради, учитель убирает картинку с листьями, а там маленький грибочек)
– Ой, ребята, смотрите, кого мы нашли. Кто это? (Ответы детей.)
4. Изучение нового материала.
На доске:
Золотая листва шелестит на ветках
Желтые листья ложатся на землю.
Чтобы продолжить наш путь нам необходимо найти изученные нами члены предложения. Какие члены предложения мы знаем? (Подлежащее, сказуемое, обстоятельство.) Первый ряд записывает в тетрадь 1 предложение, второй ряд 2 предложение. (Дети самостоятельно подчеркивают члены предложения.) Проверка у доски.
Ребята, какой второстепенный член предложения мы не подчеркнули? На какой вопрос он отвечает?
Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 81. (Чтение правила.)
Как называется второстепенный член предложения?
Как он подчеркивается?
Подчеркните определение в предложении, которое вы записали. (После выполнения задания появляется еще один грибок, он “прятался” за белочкой.)
Ребята, я предлагаю вам сделать привал.
5. Физкультминутка.
Дружно по лесу гуляем и листочки собираем,
Собирать их каждый рад, просто чудо листопад!
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, поглядите, впереди нас преграда – паутина, давайте поможем себе и Белочке пройти эту преграду, выполнив задание по карточкам.
Выполнение разноуровневого задания по карточкам. (Приложение 2)
1) Задание низкого уровня.
Спишите предложения, ставь прилагательные, которые являются определениями в нужную форму.
1. На (лесной) лужайке цветут (пестрый) цветы.
(Красная) мак поднял головку.
2. Качается (хрупкая) стебелек (голубая) незабудки.
На (малиновый) кашку сел (мохнатый) шмель.
3. В траве прыгает (зеленая) кузнечик.
(Разноцветный) бабочки порхают от цветка к цветку.
2) Задание среднего уровня.
Составьте с данными словами предложения.
1. золотая, красная;
2. рыжая, желтая;
3. зеленая, разноцветная;
4. красивая, пестрая;
5. разноцветная, пестрая.
3) Задание высокого уровня.
Подчеркните в предложениях главные члены предложения и определение.
Зеленая листва скрывала дупло.
Катя нашла лисью нору.
(Дети выполняют задание, затем проводится проверка с места. Учитель убирает паутину, а там еще один грибочек.)
7. Игра “Волшебный кузовок”.
Путешествие наше продолжается, но подождите, кто это? Мудрый Филин и он предлагает нам поиграть в игру “Волшебный кузовок”.
Сейчас я буду показывать вам содержимое кузовка, а вы должны называть признак этого предмета. На какие вопросы отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какие? Какое?).
Яблоко, листья, гриб, орехи (назовите орфограммы, которые есть в этих словах)
Ребята, а теперь я покажу, кто принес эти предметы в кузовок, а вы должны назвать признак этого существа.
Лиса, медведь, заяц, ежик.
8. Итог урока.
Вот и наш Лесовичок-Боровичок, помогли мы ему найти его деток и путешествие наше подходит к концу, а теперь давайте вспомним
- С каким новым второстепенным членом предложения мы с вами познакомились?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Как подчеркивается?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Как оцените себя? (Выставляются оценки за урок.)
Домашняя работа: стр.82, упр. 4.
Литература:
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник 1 часть. – М. Вентана-Граф, 2010.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Методический комментарий. – М. Вентана-Граф, 2010.