Цели занятия:
- Познакомить детей с традициями русского народа;
- Развивать познавательную активность детей, артистичность, память, воображение;
- Воспитывать любовь к русской истории, к русским традициям.
Задачи занятия:
- Пополнить знания в области русского фольклора.
- Вызвать интерес к народному творчеству.
- Создавать благоприятную психологическую обстановку на мероприятии, которая обеспечивает стимуляцию познавательной деятельности.
- Отрабатывать дикцию, навыки выразительного чтения.
- Активизировать познавательную деятельность воспитанников.
Форма проведения: час народоведения с элементами театрализации.
Предварительная работа:
- Знакомство с русскими зимними праздниками: Новый Год, Рождество, Крещение.
- Подбор музыкального оформления.
- Подбор реквизита для конкурсов
- Подбор костюмов для ряженых.
- Оформление зала (комнаты, класса)
- Подготовить чтецов.
- Повторить названия месяцев.
- Провести словарную работу, познакомить с понятиями “колядка”, “колядование”.
Музыкальный ряд: отрывки из музыкального произведения “Три белых коня”.
Оформление: плакат “Уродилась кутья накануне Рождества”.
Оборудование: музыкальный центр.
Реквизиты:
- Мешочки с крупой (рис, пшено, гречка, манка, перловка)
- Две корзины
- Снежки из бумаги
- Два пустых спичечных коробка
- Надписи на альбомных листах “Снег”, “ Лед”, “Снежинка” (по количеству детей).
Костюмы: для ряженых: платки, длинные юбки, бусы, маски животных, парики.
Звучит музыкальное сопровождение, на его фоне чтец начинает читать стихотворение.)
Чтец 1.
Всем, кто любит праздник зимний,
Запах елки, скрип снежка,
И когда в морозец сильный
Зарумянится щека;
Чтец 2.
Всем, кто любит пляски, пенье
И гирлянд веселый свет;
Всем, кто ждал нас с нетерпеньем,
Всем моим друзьям– привет!
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами и отметили такой долгожданный праздник, как Новый год. Все вы наверняка долго готовились к нему, разучивали песни, стихи, разгадали много загадок Деда Мороза и получили от него подарки. Поэтому мои загадки не будут для вас сложными.
(См. приложение 1).
Ведущий:
Скажите мне, ребята, какой месяц год начинает? Правильно, январь. А кто знает, как раньше январь называли? (ответы детей).
Называли январь в народе просинцем, то есть в синь лед на реке отливает. А еще январь называют крышей зимы. На январь приходится много праздников. А кто знает, какой праздник отмечается 7 января?
(Ответы детей).
Рождество – это один из самых христианских праздников. Истоки этого праздника идут к нам из глубокой древности. Вечер 6 января – это Рождественский сочельник, накануне Рождества. Сочельник получил название от “сочиво” – ритуальное кушанье. 6 января, накануне Рождества, в домах готовили особую обрядовую еду. А вот как она называлась, вы узнаете, если прочитаете пословицу.
(Проговаривание вслух пословицы “Уродилась кутья накануне Рождества”.
Как же называлась обрядовая еда в Рождество? (ответы детей). Торжественный ужин не отличался большим разнообразием блюд, а главным блюдом была кутья. Кутья представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зерен и ягод, а также меда, придающего блюду сладкий вкус.
А скажите мне, ребята, какие крупы добавляют в воду или молоко, чтобы получилась каша? (ответы детей).
А теперь ваша задача – определить, какие каши в мешочках?
(Проводится конкурс. В небольшие мешочки насыпаны крупы: рис, манка, гречка, пшено, перловка. Каждая крупа отдельно. Задание – на ощупь определить, где какая крупа).
Ведущий:
Россияне праздновали Рождество весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Парни и девушки пели колядки, наряжались, так как переодевание было обязательным.
(Детям предлагается переодеться в ряженых).
Ведущий:
На Рождество молодежь ходила по домам и колядовала. Давайте вместе споем колядку:
Сею, вею, посеваю!
С Рождеством Вас поздравляю
Здравствуйте хозяин с хозяюшкой!
Не дадите пирога –
Я корову за рога.
Не дадите булку–
Хозяюшку на улку!
Борова за хвост,
Хозяина на мороз!
(см. Приложение 2).
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с удовольствием выслушивала колядки.
Чтец 1.
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Чтец 2.
Колядин, колядин,
Я у батьки один
Меня батька послал,
Чтоб я сала достал.
Не даешь сала,
Давай пирога!
Не даешь пирога,
Возьми быка за рога,
А корову за чупину
И поведу я во долину.
Туда рог, сюда рог,
Дай, дядька пирог!
По традиции колядовщики требовали платы. Если хозяйка выносила, благодарили.
Если не подавали, могли пропеть такое:
Чтец 1.
У скупого мужика
Родилась рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Ведущий:
Но общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступившем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Но дети не просто собирались и пели колядки, они еще и соревновались, кто больше даров за свои колядки получит?
(Проводится игра “ Ведущий прикрепляет на спины игрокам слова: “Снег”, “Лед”, “Снежинка”. Задание– собраться в группы, какая группа быстрее соберется. При этом разговаривать между собой нельзя. Игра проводится под музыкальное сопровождение).
Ведущий:
Какой христианский праздник мы еще празднуем в январе? (ответы детей).
19 января– Крещение. Период с Рождества (7 января) и до Крещения
(19 января) проходят святки. Святки праздновались всеми, но в основе своей
это был праздник молодежи: её игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Собравшиеся на посиделках играли в “молчанку”. По команде “ раз, два, три..” все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание. Кто не выдерживал молчания, подвергались какой-нибудь условной каре. Эта игра существует до сих пор в некотором измененном виде. Играли по-разному.
(Проводится игра. Дети делятся на две команды. Задание: передать пустой коробок спичек от одного члена команды другому, но не руками, а носом. Какая команда справится с заданием быстрее? )
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Ведущий:
Иной раз на посиделки врывалась целая ватага “нечисти”. Это были парни, наряженные в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы. Они любили надевать страшные маски. Таких “гостей” надо было выгнать, чтобы обезопасить наступающий год.
Чтобы и наш год прошел веселей, давайте поиграем в веселую игру “Снежки”.
(Звучит музыка. Проводится игра. “Снежком”, сделанным из бумаги, нужно попасть в мишень (корзину). Дети делятся на команды. Чья команда больше соберет “снежков”).
Ведущий:
И конечно, же, святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Но должна вам сказать, что раньше гадали в основном мужчины, их волновали хозяйственные проблемы. А уже позже стали гадать женщины, молодежь, как правило, девушки.
Гадание– это тоже обряд, с помощью которого пассивно, в отличие от активного колядования, люди пытались воздействовать на природу. Святочные гадания очень разнообразны по своему характеру. Девушки гадали много и по-разному, ночи напролет меняя способы и формы испытания судьбы.
– Ходили “ слушать” за деревню на перекресток дорог;
– Подслушивали под окнами;
– Гадали с помощью петуха и т.д.
(См. приложение 3).
Ведущий:
А заканчивались святки с их весельем – водосвятием на Крещение, 19 января.
Ну вот и пришло время прощаться, я вам желаю от всей души,
Чтоб у вас дела, ребята, были хороши.
До свидания!
Список литературы:
- Алтай-Беловодье. Сказы, легенды, сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. Редактор – составитель Родионов А.М. – Барнаул: Алтайский Дом печати, 2007.
- Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Составитель, вступления, примечание В.П. Аникина. – Переиздано. – И.: Детская литература, 1986.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 3. Юность и любовь: Девичество. Составитель, подготовка текстов, вступительная статья и комментарий Л. Астафьевой и В. Бахтиной. Подбор иллюстраций В. Жигулевой. – М: Художественная литература, 1994.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: учебное пособие для студентов национальных отделений педагогических институтов. Составитель Ю.Г. Круглов. – 2-е издание, дораб. – Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1987.
- Русский фольклор. Составитель и примечание В. Аникина. –М.: Художественная литература – 1986 г.
- Славянский фольклор. Тексты/ Составители Н.И. Кравцов, А.В. Кулагина. – М.: Издательство МГУ, 1987.
- Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Составитель Г.М. Науменко, Художник– В. Синельникова .– М.: Детская литература, 1991.