Цель урока: учащиеся должны получить общее представление об электроотрицательности.
Знать: что такое электроотрицательность.
Уметь: сравнивать электроотрицательность химических элементов в сложных веществах.
ЗАДАЧИ УРОК:
- развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность
- продолжить развитие представлений о строении вещества
- воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу, развивать у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе.
- создавать благоприятный психологический климат на уроке.
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного помещения, гигиене поведения школьников (осанка, зрение), организация урока (смена видов деятельности, динамические паузы);
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Методы: беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), взаимопроверка, самопроверка обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Полинга, презентация.
План урока:
I. Организационный момент (1-2 мин.).
II. Актуализация знаний.
III Изучение нового материала (25–30 мин.)
IV. Закрепление знаний. (5мин)
V. Подведение итогов, домашнее задание (2–3 мин.)
Содержание урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Ф.И.О._____________________________________ класс
Тестирование | “Установи соответствие” | “Установи соответствие” | Вставьте пропущенные слова: | Работа в группе | Итого |
- Тестирование – 10 баллов
- Работа с терминологией. “Установи соответствие” – 7 баллов.
- Работа с терминологией. “О каком понятии идет речь”. 6 баллов
- Работа в группе 1-5.баллов
Итого: 28 баллов.
Критерии оценивания
28–25 баллов – “5”
24–20 баллов – “4”
19–14 баллов – “3”
13 баллов и менее – “2”
II. Актуализация знаний.
1. Тестирование. Приложение№ 1. Тест. Слайд.№3
Взаимопроверка. (Ответы: 1в, 2г, 3в, 4а, 5а, 6г, 7в, 8г, 9а, 10 а.).
2. Работа с терминологией. “Установи соответствие” Приложение №2. Слайд.№4
3. “О каком понятии идет речь”. Слайд 4-5
- Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу. (изотопами.)
- Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент)
- Мельчайшая, химически неделимая, частица (атом)
- В центре атома находится заряженное ……(ядро)
- Ядра атомов состоят из ………и……. (протонов и нейтронов).
- Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные……(электроны).
Индивидуальная работа.
У доски двое учащихся выполняют работу по карточкам.
Карточка №1. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
СиSO4 –> Си –> СиO –> СиСl2
Карточка №2.
Для приготовления 500 г 15% раствора хлорида натрия нужно взять …….г воды.
III. Изучение нового материала. Слайд 8-11Демонстрируем учащимся вещества, называем вещества, учащиеся записывают формулы по валентности. НСL, NaCl, H2O, CO2, Al2O3. Дают определение валентности. Валентность – это свойство химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов. Какими химическими элементами образованы данные вещества? (Водород, хлор, углерод, натрий, алюминий). На какие группы можно разделить химические элементы? (Металлы и неметаллы). Разбираем каждую формулу. Ребята, как вы думаете, атом какого элемента более энергично оттягивает общую электронную плотность?
Групповая работа.
Работа с учебником. Открыли учебник §40.Прочитать текст на стр. 121.
Ответить на вопросы. (письменно)
- Как изменяются металлические и неметаллические свойства в периоде, в группе?
- Какие элементы обладают сильными металлическими свойствами?
- Какие элементы обладают сильными неметаллическими свойствами?
- Что такое электроотрицательность? (выписать в словарь).
Физ.минутка.(Выбираем по одному из предложенных упражнений, проводим в течении одной минуты) Приложение№3
3. Рассмотрите схему №19.Обсудите вопросы в группе (устно).
- Какими свойствами обладают химические элементы в начале периода?
- Какими свойствами обладают химические элементы в середине периода?
- Какими свойствами обладают химические элементы в конце периода?
Рассмотрите таблицу№19 на стр. 122.
1. Выполните задания:
- Расположите химические знаки перечисленных ниже элементов в порядке возрастания значений электроотрицательности: Магний, натрий, хлор, сера, кислород, цезий, бор, калий, азот, бериллий, литий,фтор. Подчеркните элементы с наименьшей и наибольшей электроотрицательностью.
- Выпишите чему равна электроотрицательность лития?
- У какого элемента I группы самая наименьшая электроотрицательность?
- Наибольшую степень электроотрицательности имеет элемент?
- Какие значения электроотрицательности имеют металлы?
- Какие значения электроотрицательности имеют неметаллы?
1. Вставьте пропущенные слова:
- Зная численные значения электроотрицательностей, можно судить о принадлежности соответствующего элемента к ……или ………
- У металлов электроотрицательность, как правило, …….., а у неметаллов……..
- Электроотрицательность элементов возрастает в периодах…….., а в главных подгруппах –………
- При химических реакциях электроны ……… или ………. к атомам элементов, обладающих ……….. электроотрицательностью.
II. В приведенных ниже формулах подчеркните атомы наиболее электроотрицательного химического элемента: СаСL2, К2O, N2, H2S, Al2O3.
III. Работа в группах. Обсуждение вопросов.
- Что означает понятие электроотрицательность?
- Может ли быть электроотрицательность равна нулю? Поясните примерами. (Устно).
- .Как меняется электроотрицательность в ряду химических элементов : F, I , B, C, O.
- Назовите наиболее электроотрицательный химический элемент.
- Электроотрицательность какого химического элемента принята за единицу.
Выставляют друг другу оценки за работу в группе и сдают работы учителю.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- мне захотелось…