Цель:
- Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
- Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
- Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
- Формировать навыки исследовательской работы.
Задачи:
учащиеся должны уметь:
- составлять таблицы;
- характеризовать периоды в развитии перестройки;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
- определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Перестройка – объективная необходимость.
- Первый этап перестроечных процессов.
- Второй этап перестроечных процессов.
- Результаты перестройки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу
«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос :
«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »
В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы
Кризисные явления в различных сферах
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция,
неспособность государственных органов к решению общественных проблем
и т.д. Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. |
На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:
– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?
Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.
- В экономической сфере –
сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран. - В социальной сфере –
достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество). - В политической сфере –
Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.
Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.
Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока
«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.
III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1
Краткое содержание к слайдам.
Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.
Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.
Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.
Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.
Слайд 4. Задачи «Перестройки»
Слайд 5. Первые реформы в экономике.
Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:
Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.
Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?
Ребята аргументируют свой выбор.
Первый этап урока завершается выводом:
перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)
IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу
«Основные события 1985–1991 гг.»
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР |
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г.
избран М.С.Горбачёв. Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный. |
|
Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. | 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской
АЭС. Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан) |
Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос
омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность –
открытость и правдивость в освящении прошлого. Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. |
|
Март 1988 г. – Публикация в газетах письма
Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе.
Консолидация антиперестроечных сил.
Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы. |
Весна 1988 г. – начало войны между Арменией
и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении. |
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет
народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – первый съезд народных депутатов СССР |
Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. |
Март 1990 г. – III
внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому
правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й
статьи Конституции. Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике. Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС. |
«Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость. 12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. |
Январь 1991 г. – начало официальной
регистрации политических партий и организаций. 19–21 августа1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С.Горбачёв сложил с себя полномочия Генсека ЦК КПСС. 26 августа 1991 г.– приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом независимость Прибалтики. 25 декабря 1991 г. – официальное заявление об отставке М.С.Горбачёва. |
Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в
Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе
СССР. 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР. Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа) 12 июня 1991 г. – выборы Президента РФ (Ельцин Б.Н.) 8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. |
Экономическое развитие СССР.
Среднегодовые показатели, % | 1981–1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
Темпы прироста национального дохода | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
Темпы прироста производительности труда | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)
Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.
Главная задача – остановить разложение социалистической системы.
Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)
– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.
– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)
Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.
Показ слайдов (10 – 13).
Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.
V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)
«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…
Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…
Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».
– Какой политический режим отстаивает автор, защищая Сталина и утверждая «сохранение руководящей роли партии»?
Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?
– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?
VI.
II этап перестройки (лето 1988 – декабрь 1991 гг.)
На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.
Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.
Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.
– Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).
– Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).
В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.
Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.
– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)
– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством , со строгим подчинением республик центру.
– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы, )
– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.
Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.
VII. Работа с учебником
Зачитать на стр.320 подпункт: Распад СССР. До слов «Подписание договора так и не состоялось»
– Возможно ли было в таких условиях сохранить прежний Советский Союз? Аргументировать ответ.
Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.
VIII. Показ слайдов 15–36.
IX. Задание классу:
Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.
Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.
X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»
План сравнения | При Н.С.Хрущёве | В годы перестройки |
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе | ||
2. Отношение к гражданским правам и свободам | ||
3. Отношение к политической оппозиции | ||
4. Применение репрессий к политическим противникам | ||
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п. | ||
6. Основные преобразования в экономической сфере | ||
7. Основные политические и социальные реформы. | ||
8. Результаты реформ. |
IX. Выставление и комментирование оценок.
X. Домашнее задание
Заполнить таблицу. Читать параграф 67 и отвечать на вопросы в конце параграфа.