Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- продолжить формирование понятий логическая операция, логическое выражение (информатика), система координат, график функции и уравнения, уравнение и неравенство (математика);
- развить умение создавать логические выражения, решать сложные логические высказывания (информатика), читать графики, составлять уравнение по графической модели (математика).
Задачи урока:
- проверить готовность учащихся к усвоению нового материала;
- вместе с учащимися получить алгоритм определения принадлежности точки заданной области;
- отработать применение алгоритма на различных примерах;
- провести коррекцию знаний путём проверки правильности выполнения заданий самостоятельной работы;
- продолжить развитие логического мышления учащихся.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация с материалами урока, карточки с алгоритмом и заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотив-й |
В этом году некоторым из вас
предстоит сдавать ЕГЭ по информатике. Анализируя
демонстрационный вариант этого года, я увидела,
что одно из заданий блока С стало несколько иным.
В нём предлагается составить программу, которая
будет определять принадлежность точки с
заданными координатами х и у некоторой
заштрихованной области. Составление самой
программы не составляет труда, а формулировка
условия задача не простая, и её нам с вами
предстоит сегодня решить.
Рис.1 Как вы думаете, какими умениями необходимо обладать, чтобы это условие составить? |
Слушают, отвечают на вопросы.
Умением составлять уравнение по графической модели, составлять сложные выражения из простых логических высказываний. |
2. Под. задания по алгебре | Как видите, этот вопрос
объединяет 2 учебных предмета: информатику и
математику. Выполним несколько заданий, которые
позволят убедиться, что вы такими умениями
обладаете. Задайте аналитически функцию, график которой изображен на рисунке. Рис. 2 |
l = 2, m = -1, R = 3 (х-2)2+(у+1)2=9 |
Задание по материалам сборника
для подготовки к итоговой аттестации за курс
основной школы (6 баллов). Задайте аналитически функцию, график которой изображен на рисунке. Рис.3 |
||
Объясните, что будет являться
графическим решением неравенства a) y < 5х – 4, б) (х + 2)2 + у2 < 4 |
Решением первого неравенства служит область координатной плоскости, расположенная ниже прямой у = 5х – 4, а второго область внутри окружности (х + 2)2 + у2 = 4 | |
3. Подг. задания по информатике | Так как, заштрихованная область
может быть ограничена несколькими линиями, то
вспомним, как составить сложное условие из
нескольких простых. Задание из сборника для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Высказывания А, В, С истинны для точек, принадлежащих соответственно кругу, треугольнику и прямоугольнику. Какое высказывание истинно для всех точек выделенной на рисунке области:
Рис. 4 |
Ответ: 3 |
Высказывания А, В, С истинны для
точек, принадлежащих соответственно кругу,
треугольнику и прямоугольнику. Запишите
высказывание истинное для всех точек выделенной
на рисунке области:
Рис.5 |
В и С или А и не (В или С) |
|
Вычислите значение логического
выражения, если А = 1, В = 0, С= 1 (А + C) & (A + B) + A & B |
= 0 |
|
4. Изучение нового материала | Вернемся к заданию, которое было
дано в начале урока
Рис. 6 Попробуйте составить условие принадлежности точки с заданными координатами х и у закрашенной области. Проверка по шагам. Сколькими линиями ограничена закрашенная область? Составьте уравнение каждой линии. Преобразуйте уравнения в неравенства. Используя логические операции, сформируйте сложное условие из простых. |
Предлагают свои варианты. Выписывают на доску.
4 х2 + у2 = 36; х = 0; у = 0; у = –х + 3 х2 + у2 < 36; х > 0; у > 0; у > –х + 3 (х2 + у2 < 36) и (х > 0) и (у > 0) и (у > –х + 3) |
Выполните предыдущее задание
для следующего рисунка
Рис.7 Какие идеи по выполнению задания есть у вас? В беседе учитель подводит учащихся к тому, что нужно разбить область на две части и составить условие для каждой, а затем соединить их логической связкой или. Попробуйте сформулировать алгоритм, с помощью которого можно составить сложное условие принадлежности точки заданной области. |
Предлагают свои варианты и приходят к составлению условия: (х2 + у2 < 9) и (х < 0) и (у > 0) или (у < –0,5х + 3) и (х > 0) и (у > 0) Формулируют алгоритм. 1. Разбить область на части, если это необходимо. 2. Для каждой части: - Определить количество линий, ограничивающих область и задать их уравнениями. - Преобразовать уравнения в неравенства. 3. С помощью логических операций составить сложное условие. |
|
Самостоятельное решение заданий | Применяя этот алгоритм,
выполните задание. Раздаёт карточки с заданиями. Правильность выполнения проверяется с помощью проектора. |
Составляют сложное логическое
выражение по данным рисункам и сдают листочки с
работой учителю. У учеников остаётся карточка с заданием. |
Домашнее задание | Составить компьютерную программу, определяющую принадлежность точки, заштрихованной области по карточке, оставшейся у учеников. | Записывают домашнее задание. |
Литература
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2006.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф.Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.