Цель: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
Оборудование: Мультимедиа, презентация
Форма проведения: круглый стол.
Участники круглого стола: учащиеся, родители, классный руководитель, психолог.
Предварительная подготовка:
1. Проведение анкеты среди учащихся и родителей, с целью определения взаимоотношений родители-дети.
Вопросы для учащихся | Вопросы для родителей | ||
1. | Уровень развития умений общаться со
сверстниками: а) высокий б) средний в) низкий |
1. | Какие отношения преобладают между
учителями и родителями а) доброжелательные б) нейтральные в) напряженные |
2. | Уровень развития умений общаться с
учителями а) высокий б) средний в) низкий |
2. | Какие особенности в характере и поведении ребенка больше всего волнуют родителей? |
3. | Для самоутверждения в обществе
необходимо: а) навыки самоуправления; б) умение строить деловые взаимо-отношения со сверстниками и старшими; в) умение найти выход из проблемной ситуации; г) правовые знания д) экономическая независимость е) не делать ничего |
3. | К чему должна подготовить школа
выпускников?
|
4. | Основные качества необходимы деловому
человеку: а) предприимчивость; б) умение устанавливать необходимые связи; в) собственная организованность; г) знание экономики, рынка и права. |
4. | Какое жизненное правило, должен усвоить
выпускник, входя во взрослую жизнь
|
2. Подбор литературы для проведения родительского собрания.
Ход собрания
I. Организационный момент.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
II. Вступление.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного климата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.
В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается. [1]
III. Вопросы для обсуждения.
Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представить себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие "нравственность".
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это "правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках".[1]
Вопрос 1. Значение семьи в нравственном воспитании:
(Обсуждение вопроса за круглым столом).
По мнению В.А.Сухомлинского, "воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с приятными в обществе моральными устоями".
Основным содержанием нравственного воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей: Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания".
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Вопрос 2. Нравственные ценности -...
(Обсуждение вопроса за круглым столом).
Нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.
Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру.
Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости).
Вопрос 3. "Совесть" в Вашем понимании:
(Обсуждение вопроса за круглым столом).
"Совесть - способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.".
Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу. [1]
IV. Анализ проведенного анкетирования среди учащихся и родителей.
В презентации показаны результаты анкетирования родителей и учащихся (цифровой вариант).
С учащимися и родителями проведена анкета с целью определения взаимоотношений родители-дети-учителя. В анкетировании приняли участие учащиеся 11 класса и их родители.
(Обсуждение результатов анкеты за круглым столом).
Вывод: По результатам анкеты, сделан вывод такой, что учащиеся обладают тем набором нравственных ценностей, которые в будущем для них станут нравственными правилами, которые они впитали в семье, ведь ребенок воспитывается в семье и все, что есть в детях это заложено в семье. Но, к сожалению, по результатам анкетирования просмотрелось то что большинство родителей уже отстранились от воспитания. Дети предоставлены сами себе. А их поведение корректирует школа, улица, та среда, в которой они общаются.
V. Подведение итогов.
Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. [1]
Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение
со стороны родителей | со стороны детей |
Принимать ребенка таким, какой он есть; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения; Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка; Уважать права ребенка. |
Не балуйте меня, вы меня портите; Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали; Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз. |
(В заключение проанализировать слова Росса Кэмпбэлла)
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
Росс Кэмпбэлл
- Родителям предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат встречи:
- Полезность встречи;
- Актуальность проблемы;
- Атмосферу встречи.
Используемая литература.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2005. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2008. - 384 с. - (Классное руководство).