Основные направления экологического воспитания современных школьников

Разделы: Экология


"Горячее лето" 2010-2011 года заставило многих жителей задуматься о будущем нашей планеты. Оно явилось наглядным примером столкновения двух групп людей и ещё больше углубило конфликт между антропоцентрическим мышлением с сопутствующим ему потребительским отношением к природе и экологическим биосистемным подходом к жизни. Для выхода из сложившегося кризиса сегодня требуется экологизировать систему образования и направить усилия на развитие экологической культуры поведения молодых людей и воспитание ответственного отношения к природе. Экологическая культура человека связана как с личностью в целом, так и её различными сторонами проявления. Она возникает как новое психическое образование и проявляется как ответственное отношение к природе - это внутреннее качество личности. Оно включает: 1) наличие определённых знаний и убеждений; 2) готовность к практической деятельности по бережному и ответственному отношению к природе. Воспитывая у школьников ответственное отношение к природе, педагог-эколог должен придерживаться ряда принципов:

  1. Междисциплинарный подход, показывающий универсальную ценность природы.
  2. Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
  3. Повседневная забота каждого человека о сохранении среды обитания для будущих поколений.
  4. Целенаправленное общение школьников с окружающей средой (выездные полевые практики и экологические тропы).
  5. Систематическое и непрерывное изучение экологического материала.

Для формирования экологической культуры обучающихся в школе нужно придерживаться следующих направлений:

  1. Организация школьного экологического объединения.
  2. Эколого-просветительская деятельность.
  3. Исследовательская работа.
  4. Организация работы по формированию здорового образа жизни.

Основными методами для формирования экологической культуры школьников, опираясь на концепцию личностно-ориентированного образования, являются: диалоговая методика, создание эколого-педагогических ситуаций, эколого-ориентированные уроки, проектная деятельность, использование эколого-педагогических задач в экологическом образовании, использование школьного экомониторинга, игровых технологий. При этом данные методы могут применяться как в урочной деятельности (программы для школьного компонента, самостоятельные факультативные курсы, отдельные "вкрапления" в уроки), так и во внеурочное время ( мероприятия, учебно-исследовательские работы, проекты, акции и т.д.). Внеклассные занятия делятся на три основных типа: индивидуальные, групповые и массовые.

Высокий нравственно-экологический воспитательный и просветительский потенциал может нести школьная газета. В нашей гимназии №11 такая ученическая газета под названием "Дом-2" выходит ежемесячно. Она создаётся совместными стараниями учеников и учителей и рассказывает обо всех значимых событиях в жизни гимназистов. Кроме того, в каждом выпуске обязательно есть рубрики "Экологическая страничка" и "Здоровье не купишь". На "Экологической страничке" рассказывается о международных экологических акциях, освещается календарь экологических дат, печатаются "Эконовости гимназии" и размышления о них учащихся в рубрике "Есть мнение по-поводу..." , освещаются результаты учебно-исследовательских работ по биологии и экологии, проводятся конкурсы и викторины. Самым любимым, массовым и охватыващим все возраста учащихся является ежегодный фотоконкурс "Мой питомец самый-самый...". Он длится на протяжении всего учебного года, итоги подводятся в мае. Гимназисты рассказывают о своих домашних любимцах, при этом стараются это сделать оригинально, креативно ( в стихах, сказках, от имени самого питомца и т.д.). В рубрике "Здоровье не купишь" упор просветительской деятельности делается на валеологический аспект воспитания учащихся. Здесь подбирается материал по профилактике вредных привычек, обсуждаются полученные данные анкетирований учащихся, рассказывается о разрабатываемых на данный момент социальных проектах в направлении здорового образа жизни, даёт советы школьный психолог, проводятся конкурсы агитплакатов различной тематики за здоровый образ жизни.

В этом учебном году мы предложили учащимся поучаствовать в создании новой экологической рубрики "Ожившие картины". Ведь, как известно, даже самое серьёзное дело будет лучше получаться если его разбавить умеренными дозами шуток. В качестве примера я преподнесла "Ожившую картину" В.М.Васнецова "Три богатыря".

Илья Муромец (глядя вперёд из-под ладони): Эх, полюшко-поле! Ни живо ни мёртво ты стоишь, будто после побоища...

Алёша Попович (кивая на камень): Тут что-то написано. (читает) Налево пойдёшь - на химзавод попадёшь... Направо пойдёшь - на свалке пропадёшь... Прямо поедешь - на бездорожье костей не соберёшь... Ну и заехали мы! (снимает шлем, вытирает испарину со лба)

Добрыня Никитич (тревожно): Глядите, туча чёрная над полем стелется - не к добру всё это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

Алёша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мёртво это поле? Отчего трава на нём пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец: Оттого, что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт. Всю-то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич: Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти от ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

Илья Муромец: Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберём! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..

Ещё в конце прошлого века известный океанолог Жак Ив Кусто сказал: "Я прекрасно понимаю, чего не хватает для того, чтобы действительно начать борьбу за охрану окружающей среды: общего сознания опасности". И, несмотря на то, что сейчас стали больше говорить о глобальных экологических проблемах человечества и наметились положительные сдвиги в экологическом образовании, в современном обществе, а значит и в учебных учреждениях остаётся много нерешённых проблем. Педагоги-экологи ещё усерднее продолжают работу по развитию экологической культуры поведения учащихся и формированию у них экологически и нравственно чистого внутреннего мира.