Урок математики на тему "Многочлены". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели:

  • Способствовать выработке умений разложения многочлена на множители, использовав вынесение общего множителя за скобки и способ группировки.
  • Рассмотреть решение различных заданий с применением разложения многочленов на множители; объяснить разложение трехчленов на множители методом группировки.
  • Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Побуждать учеников к соревнованию.само- взаимоконтролю, вызыватьуних потребность в обосновании своих высказываний.

Класс: 7

Оборудование: проектор, экран, медальки по количеству детей (слабым учащимся можно не делать).

Подготовила: учитель математики I квалификационной категории Медведева Нина Петровна

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Сегодня наш урок будет посвящен разложению многочлена способом группировки, повторим и закрепим знания вынесения общего множителя за скобки. Все это пройдет необычно, а в виде соревнования. Все вы знаете лыжные соревнования по биатлону. Гонки на поражение мишени 5 выстрелами. Вы, ребята, сегодня будете участвовать на соревнованиях по математическому биатлону.

II. Разминка.

Устные упражнения.Кроссворд. Проектируется на экран.

 1) числовой множитель у одночленов.

2) название выражения, представляющее собой сумму одночленов;

3) слагаемые с одной и той же буквенной частью;

4) способ разложения многочлена на множители;

5) равенство, верное при любых значениях переменной;

6) Свойство умножения, используемое при умножении одночлена на многочлен;

7) значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство и которое имеют все растения;

III. Гонки начались. Первый огневой рубеж. 5 мишеней. Вы их должны "поразить" т.е. у данных многочленов вынести общий множитель за скобки.

Повторим правила вынесения общего множителя за скобки.

Из каждого слагаемого, входящего в многочлен, выносится некоторый одночлен, входящий в качестве множителя во все слагаемые.

1. 3а8-6а5;

2. a2bc +ab2c - abc2;

3. 3(х + у) - с(х + у).

4. 36 a6в4- 96a4в6 + 64a2 в5

5. 2ху-10у -5х + х 2

Каждый ученик получает 1 балл за правильно решенный пример: 5 баллов за все примеры.

IV. Гонки продолжаются. Второй огневой рубеж, стрельба лежа.

Открываем учебник стр. 142 № 711(а,б,в,г,д); выполняем в тетрадях. На этом этапе ученики опять получают баллы.

V. Мы подходим к стрельбе стоя. Третий огневой рубеж. Работа у доски (2 ученика ), остальные в тетрадях. Проверка тетрадей друг друга по парте. Повторение правила способа группировки.

Бывает, что члены многочлена не имеют общего множителя, но после заключения нескольких членов в скобки (на основе переместительного и сочетательного законов сложения) удается выделить общий множитель, являющийся многочленом.

1. а32 - а - 1;

2. 6ху + ав - 2вх - 3ау;

3. х2 - 3ху +хz + 2x -6y -2z;

4. х2 - 8х +15.

5. ав - 5а +вс - 5с

VI. Заключительная стрельба. Четвертый огневой рубеж. На этом рубеже вы должны найти ошибки , допущенные в примерах.

1.7 а2 (х-у)= 7 х2 а -7а у2

2. 3у(9 у2-3у+15)=27 у3 -9 у2+ 45

3. 25 n4 -5 n6 = n2 ( 25n2-5n4)

4. 8а-2 а2-12 +3а= (2а+3)(4-а)

5. (20 а3 -10 а2)= (4а-2)6 а2

VII. Итог урока.

Итак, соревнования по математическому биатлону завершились. Подведем итоги. Поменяемся тетрадями и сосчитаем баллы за каждое задание. Если вы набрали 19-20 баллов, то получите отметку "5" и золотую медаль, если набрали 17-18 баллов - "4" и серебряную медаль, 14-16 баллов-"3" и бронзовую медаль, остальным необходимо еще раз прочитать правила и упражняться на примерах.

Задание на дом: №№ 711(е,ж,з),716,717.

Литература: "Алгебра" 7 класс, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие, Просвещение", 2010