Урок математики по теме "Путешествие в страну геометрии". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: создать условия на уроке для закрепления знаний о различных геометрических фигурах

Задачи урока:

  • Образовательные: формировать умение ориентироваться на листе бумаги, и находить площадь прямоугольника и квадрата;
  • Развивающие: способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях, развитию логического и творческого мышления.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к предмету, воспитанию доброжелательных отношений друг к другу;
    • учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения;
    • воспитывать  навык самоконтроля;
    • способствовать умению работать в парах, группах;
    • прививать интерес к изучению геометрии.

Тип урока: повторение (с применением информационных технологий).

Оборудование:

  • Медиапроектор;
  • Раздаточный материал.
  • Презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня у нас много гостей.
– Давайте их поприветствуем.
– Садитесь!

Прозвенел давно звонок,
Начинается урок.

Звучит мелодия песни («Наша школьная страна»). Под музыку ученики класса читают стихотворения:

1-й ученик: 

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой, скажем мы.

2-й ученик:

В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат, дела!

3-й ученик:

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда.
Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда.

(Слайд 2)

II. Постановка темы и цели урока

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Учитель: Сегодня вы отправляетесь в путешествие – в чудесную страну под названием Геометрия.

Учитель: Что это такое – геометрия? (Слайд 3)

Дети: В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» – земля, «метрио» – измерять).

III. Театрализация отрывка из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Используется модель забора (прямоугольника 15 см x 30 см).

Учитель: Определите тему урока, исходя из сюжета сценки.

Том появился на перекрёстке с ведром извёстки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску.
Том. Вот это да! Тридцать метров деревянного забора в полтора метра вышины! Какую же площадь мне надо покрасить?
Вдыхая, он окунул кисть в ведро и провёл ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал её снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии.
Том. Если я покрасил квадрат забора, какую же мне площадь осталось покрасить?

(Слайд 4)

Учитель: Кто назовёт тему нашего урока?

Дети: Нахождение площади прямоугольника и квадрата.

Учитель: Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока.

IV. Упражнение в вычислении площади прямоугольника и квадрата (Слайд 5)

1. Целеполагание

Учитель: Какую  цель  вы поставите перед собой (совместно с учителем)?

Дети. Закрепить знания в нахождении площади прямоугольника и квадрата. Учиться применять полученные знания на практике.

Учитель: А зачем нам нужно знать, как вычислить площадь прямоугольника и площадь квадрата? Где могут пригодиться эти знания?

Дети: В жизни

2. Устный счёт

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на машине. Наш маршрут будет проходить по городам, селам страны Геометрия.

Учитель: Вы готовы отправиться  в страну Геометрия? (Да)
Тогда подумайте, какие геометрические инструменты вы возьмёте с собой? Я буду называть предметы, если это геометрические инструменты, то вы должны хлопнуть в ладоши.  
Приготовьте ладошки. Поехали!

Кукла, линейка, подушка, треугольник, ложка, утюг, молоток, циркуль, пила, фонарик, транспортир.

«СМЕХ – это великое дело!»                (Слайд 6)

От всей души желаю счастья,
Улыбок радостных, тепла,
Цветов признаний, слов прекрасных,
Чтобы в душе весна цвела!

3. Разгадывание ребусов (Слайды 7, 8, 9)

Учитель:  Хотите узнать, что мы будем делать дальше? (Да)
– Первое испытание для нас в стране Геометрия – это разгадывание ребусов.
– Попробуйте отгадать, какие здесь геометрические фигуры?

4. Игра  «Стоп машина!»

Решите примеры, используя таблицу умножения.  (Слайд 10)

– Жители страны Геометрия предлагают поиграть в игру «Стоп машина!». Заводим машину и при каждом сигнале «Стоп машина!» – называем ответ выражения. (У каждого ученика машина с примерами)

5 х 9;  7 х 7;  72 : 9;  8 х 4;  28 : 4;  8 х 7;  35 : 7;  54 : 6

V. Физкультминутка  для  мелкой моторики рук

VI. Повторение изученного материала (работа по группам)  

№ 170, с. 54 (рабочая тетрадь № 2)

– Запиши результаты:                                                   (Слайд 11)

4 • 6 =          21 : 7 =            9 • 9 =
7 • 3 =          45 : 5 =            18 : 3 =
5 • 9 =          72 : 9 =            8 • 3 =
3 • 4 =          54 : 6 =            30 : 5 =
8 • 7 =          28 : 4 =            6 • 8 =
5 • 8 =          35 : 7 =            56 : 8 =
2 • 9 =          36 : 9 =            5 • 2 =
9 • 8 =          48 : 6 =            14 : 2 =
7 • 7 =          20 : 4 =            6 • 7 =

VII. Введение в тему урока

– Чтобы продолжить путешествие дальше, мы должны от­ветить на вопросы жителей города и выполнить задания. Проведём конкурс-игру « Угадай фигуру!»  (Слайд 12)

Учитель:  На экране геометрические фигуры. У каждой фигуры своя цифра. В записях найдите слово геометрической фигуры.  Назовите номер этой фигуры.

Учитель:

Разрешите нам начать.
Кто-то пусть слова находит.
Остальных прошу молчать.

…   ВТЬУголАЛ
…    ЧТреугольникБ
…   ЯЛБРКругТНВ
…    ВПрямоугольникБ
…    ЯЬБКвадратЛДТЬ
…    МРДПрямаяЧПР

Учитель: Продолжите фразу:

МНОГОУГОЛЬНИК – ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК – ПРЯМОУГОЛЬНИК –

Учитель: Что такое прямоугольник, квадрат?
–  В чём измеряется площадь? ( см2, дм2, м2)
– Давайте вспомним формулы нахождения  площади прямоугольника и площади квадрата.  

Проверка формул нахождения площади прямоугольника и квадрата. (Слайд 13)

VIII. Работа над новым материалом

1. Работа в рабочей тетради № 2 по математике, под редакцией  В.Н.Рудницкой.

а) самостоятельное решение № 168, с. 54
б) взаимопроверка в парах.

Физминутка

2. Работа в рабочей тетради № 2 по математике, под редакцией  В.Н.Рудницкой (по вариантам) с. 54 № 169*

– Начерти прямоугольник и квадрат. Площадь каждой фигуры 4 см2

3. Проверка формул единицы длины. (Слайд 14)

– Жители города Геометрия просят выполнить  задание  в рабочей тетради № 2 по математике на с. 55, № 172 № 172,с. 55.

Заполни пропуски. (Слайд 15)

50 см = … дм                                          2 дм 4 см = … см
12 см = … дм … см                                9 дм 1 см = … см
30 дм = … м                                            1 дм 9 см = … см

4. Следующее задание от жителей города – решение задачи

№ 21 с. 108 (учебник) –   (фронтально)

Длина прямоугольника равна 9 см, его площадь – 27 см2. Вычисли ширину прямоугольника.

А = 9 см
В = ? см
Sпр = 27 см2
в = Sпр : а
27 : 9 = 3 (см)

№ 20 с. 108 ( учебник) –  / самостоятельно/

Площадь прямоугольника равна 40 см2, его ширина – 5 см. Вычисли длину прямоугольника.

А = ? см
В = 5 см
Sпр = 40см2
А = S пр : в
40 : 5 = 4 (см)

– Наше путешествие не закончено. Мы сделаем небольшой привал и отправимся дальше на следующем уроке.

IХ. Домашнее задание:

1)

  • 1 вариант: Начерти прямоугольник с длиной 5 см и шириной 2 см. Узнай площадь прямоугольника.
  • 2 вариант: Начерти квадрат с длиной стороны 3 см. Узнай площадь квадрата.

2) «Проявите фантазию»: сочинить сказку о какой-либо геометрической фигуре.

Х. Итог  урока

– Зачем нам нужно знать вычисления площади квадрата и прямоугольника?
– Как найти площадь прямоугольника?
– Как найти площадь квадрата?

– Знайте, друзья, что в жизни всегда пригодится геометрия!

Выставление оценок.

ХI. Рефлексия

Продолжите фразу:  (Слайд 16)

  • Я узнал…
  • У меня получилось…
  • Мне запомнилось…

Учитель:

Всем спасибо за вниманье,   (Слайд 17)
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: «До свиданья –
До счастливых новых встреч».