Цели урока
1. Обучающие:
- обобщение и систематизация сведений об обособленных членах предложения;
- проверка знаний теоретического материала по теме;
- формирование умений находить обособленные члены в предложениях;
- формирование умений расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать указанные конструкции в связной речи.
2. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родному краю (на основе дидактического материала).
Ход урока
I. Слово учителя.
Сообщение темы и целей урока.
II. Лексико-орфографическая работа.
ПАНОРАМА
ПОЙМА
III. Работа по теме урока.
1) Фронтальный опрос по теме.
– Какие члены предложения называются обособленными?
– В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.
– Расскажите о знаках препинания при одиночных приложениях. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и
деепричастными оборотами. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.
– Для чего служат уточняющие члены предложения?
– Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?
– Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?
2) В то время, когда учитель проводит фронтальный опрос, у доски работает с текстом один ученик.
Задание: Расставить знаки препинания и графически их объяснить.
Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили син.. небо а все веют (не) зная устали морщ..т чело широкой Мокши заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробит(?)ся колыш..тся на воде расплавляясь в солнечных зайчиках.
(Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили синее небо, а все веют, не зная устали, морщат чело широкой Мокши, заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробится, колышется на воде, расплавляясь в солнечных зайчиках.)
(По книге: Юрий Кузнецов. Дальний семафор. Новеллы.)
3) Синтаксический разбор последнего предложения текста и морфологический разбор глагола дробится.
(Ученики записывают в тетради разборы. У доски работают два ученика.)
4) Графический диктант.
- Снежинки, падая на землю, шепчутся, прощаясь навек.
- От вишневых садов, овеянных первой оттепелью, разносится приятный аромат.
- Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
- Река, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов.
- Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.
(Все работают в тетрадях, один ученик у доски; в это время 2 других ученика у доски работают самостоятельно: составляют предложения по схемам.)
5) Самостоятельная работа с последующей проверкой.
(Ученики получают раздаточный материал, где содержится 10 предложений. В некоторых из них допущены пунктуационные ошибки.)
– Прочитайте предложения. Определите, в каких из них знаки препинания расставлены верно, в каких – нет.
Выпишите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены:
I-й вариант – верно,
II-й вариант – неверно.
1. Выбрав чистое ровное место, мы стали развязывать мешки.
2. Усаживаясь в кресло я, готовился увидеть зеркальную гладь озера.
3 .Перед нашим взором предстало бескрайнее желтое море, мертвое и однообразное.
4. Накануне Нового года в последний день перед каникулами, Виталька сообщил мне, что дедушку вызвали в Москву.
5. Распустившись, у корня большого дерева цветок достигал не менее метра в диаметре.
6. Охваченный любопытством я бросился в чащу.
7. У Витальки были забавные игрушки, сделанные дедушкой.
8. Появляясь из черноты неба, снежинки медленно спускаются вниз и садятся на землю.
9. Следуя за дедушкой, мы перешли в смежную комнату, служившую спальней.
10. Удивленные и напуганные мы некоторое время молчали.
(По книге: Михаил Петров. Прерванное путешествие. Повесть.// Зарницы. Лит.– худ. сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. – Саранск, 1974.)
(Ключ: I – 1, 3, 7, 8, 9
II – 2, 4, 5, 6, 10.)
6) Исправление грамматических ошибок.
(Ученики получают раздаточный материал. В предложениях допущены грамматические ошибки, которые необходимо исправить, сохранив, где это возможно, деепричастия и деепричастные обороты. Все работают в тетрадях, 2 ученика – у доски: 1ученик – 1, 2, 3 предл.; 2 ученик – 4, 5, 6.)
– Исправьте предложения, сохранив, где возможно, деепричастия и деепричастные обороты.
- Побывав на выставке, она нам понравилась.
- Распуша хвост, сидя на задних лапах, мы увидели белку.
- Качнув березку, с нее посыпались желтые листья.
- Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.
- Темнея, на улице становилось холодно.
- Выехав за город, нас застал дождь.
7) Творческое задание.
Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью исчезали темно-зеленые тропинки.
Тонкий печальный аромат травы разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят. Перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.
– Данный текст сделайте более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.
(Текст из новеллы Александра Малайкина “Смелое сердце”. Из текста исключены все обособленные определения и обстоятельства. Листочки с текстом на каждой парте. После выполнения задания учитель читает оригинальный текст. Учащиеся сравнивают 2 текста.)
(Александр Малайкин. Лесными тропами. Новеллы. //Зарницы. Лит.-худ.сборник для детей среднего и старшего школьного возраста.-Саранск,1974. – С. 261–262.)
Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью, отбрасываемой стеной леса, исчезали темно-зеленые тропинки, оставленные нами на серебристой седине росной травы.
Тонкий печальный аромат травы, скошенной еще вчера, разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из нетронутой пока травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят, покрытых серым пухом. Постояв минуту на месте, перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.
– Сравните данный текст с текстом, из которого исключены обособленные члены
предложения.
– С какой целью используются в тексте обособленные определения и обстоятельства?
– Как изменился текст? Почему?
IV. Итоги урока.
– Какова была тема нашего урока?
– Какие цели мы ставили перед собой?
– Достигли ли мы этих целей?
– С какими новыми словами познакомились вы сегодня?
V. Заключительное слово учителя.
– Заканчивая урок, я благодарю всех за работу (учитель выставляет оценки). Хочу сказать, что весь дидактический материал взят из сборника “Зарницы”, в который вошли произведения таких мордовских писателей и поэтов, как Яков Пинясов, Юрий Кузнецов, Григорий Пинясов, Валентина Мишанина, Михаил Петров, Александр Малайкин и др.
VI. Домашнее задание.
Выписать из “Рузаевской газеты” 7 предложений с обособленными членами, графически объясняя постановку знаков препинания.