Урок русского языка по темам "Предложения с обособленными членами" и "Предложения с уточняющими обособленными членами" (обобщение изученного материала). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока

1. Обучающие:

  • обобщение и систематизация сведений об обособленных членах предложения;
  • проверка знаний теоретического материала по теме;
  • формирование умений находить обособленные члены в предложениях;
  • формирование умений расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать указанные конструкции в связной речи.

2. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родному краю (на основе дидактического материала).

Ход урока

I. Слово учителя.

Сообщение темы и целей урока.

II. Лексико-орфографическая работа.

ПАНОРАМА
ПОЙМА

III. Работа по теме урока.

1) Фронтальный опрос по теме.

– Какие члены предложения называются обособленными?
– В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.
– Расскажите о знаках препинания при одиночных приложениях. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.
– Для чего служат уточняющие члены предложения?
– Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?
– Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?

2) В то время, когда учитель проводит фронтальный опрос, у доски работает с текстом один ученик.

Задание: Расставить знаки препинания и графически их объяснить.

Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили син.. небо а все веют (не) зная устали морщ..т чело широкой Мокши заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробит(?)ся колыш..тся на воде расплавляясь в солнечных зайчиках.

(Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили синее небо, а все веют, не зная устали, морщат чело широкой Мокши, заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробится, колышется на воде, расплавляясь в солнечных зайчиках.)

(По книге: Юрий Кузнецов. Дальний семафор. Новеллы.)

3) Синтаксический разбор последнего предложения текста и морфологический разбор глагола дробится.

(Ученики записывают в тетради разборы. У доски работают два ученика.)

4) Графический диктант.

  1. Снежинки, падая на землю, шепчутся, прощаясь навек.
  2. От вишневых садов, овеянных первой оттепелью, разносится приятный аромат.
  3. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
  4. Река, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов.
  5. Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.

(Все работают в тетрадях, один ученик у доски; в это время 2 других ученика у доски работают самостоятельно: составляют предложения по схемам.)

5) Самостоятельная работа с последующей проверкой.

(Ученики получают раздаточный материал, где содержится 10 предложений. В некоторых из них допущены пунктуационные ошибки.)

– Прочитайте предложения. Определите, в каких из них знаки препинания расставлены верно, в каких – нет.

Выпишите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены:

I-й вариант – верно,
II-й вариант – неверно.

1. Выбрав чистое ровное место, мы стали развязывать мешки.

2. Усаживаясь в кресло я, готовился увидеть зеркальную гладь озера.

3 .Перед нашим взором предстало бескрайнее желтое море, мертвое и однообразное.

4. Накануне Нового года в последний день перед каникулами, Виталька сообщил мне, что дедушку вызвали в Москву.

5. Распустившись, у корня большого дерева цветок достигал не менее метра в диаметре.

6. Охваченный любопытством я бросился в чащу.

7. У Витальки были забавные игрушки, сделанные дедушкой.

8. Появляясь из черноты неба, снежинки медленно спускаются вниз и садятся на землю.

9. Следуя за дедушкой, мы перешли в смежную комнату, служившую спальней.

10. Удивленные и напуганные мы некоторое время молчали.

(По книге: Михаил Петров. Прерванное путешествие. Повесть.// Зарницы. Лит.– худ. сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. – Саранск, 1974.)

(Ключ: I – 1, 3, 7, 8, 9
II – 2, 4, 5, 6, 10.)

6) Исправление грамматических ошибок.

(Ученики получают раздаточный материал. В предложениях допущены грамматические ошибки, которые необходимо исправить, сохранив, где это возможно, деепричастия и деепричастные обороты. Все работают в тетрадях, 2 ученика – у доски: 1ученик – 1, 2, 3 предл.; 2 ученик – 4, 5, 6.)

– Исправьте предложения, сохранив, где возможно, деепричастия и деепричастные обороты.

  1. Побывав на выставке, она нам понравилась.
  2. Распуша хвост, сидя на задних лапах, мы увидели белку.
  3. Качнув березку, с нее посыпались желтые листья.
  4. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.
  5. Темнея, на улице становилось холодно.
  6. Выехав за город, нас застал дождь.

7) Творческое задание.

Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью исчезали темно-зеленые тропинки.

Тонкий печальный аромат травы разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят. Перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.

– Данный текст сделайте более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.

(Текст из новеллы Александра Малайкина “Смелое сердце”. Из текста исключены все обособленные определения и обстоятельства. Листочки с текстом на каждой парте. После выполнения задания учитель читает оригинальный текст. Учащиеся сравнивают 2 текста.)

(Александр Малайкин. Лесными тропами. Новеллы. //Зарницы. Лит.-худ.сборник для детей среднего и старшего школьного возраста.-Саранск,1974. – С. 261–262.)

Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью, отбрасываемой стеной леса, исчезали темно-зеленые тропинки, оставленные нами на серебристой седине росной травы.

Тонкий печальный аромат травы, скошенной еще вчера, разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из нетронутой пока травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят, покрытых серым пухом. Постояв минуту на месте, перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.

– Сравните данный текст с текстом, из которого исключены обособленные члены предложения.
– С какой целью используются в тексте обособленные определения и обстоятельства?
– Как изменился текст? Почему?

IV. Итоги урока.

– Какова была тема нашего урока?
– Какие цели мы ставили перед собой?
– Достигли ли мы этих целей?
– С какими новыми словами познакомились вы сегодня?

V. Заключительное слово учителя.

– Заканчивая урок, я благодарю всех за работу (учитель выставляет оценки). Хочу сказать, что весь дидактический материал взят из сборника “Зарницы”, в который вошли произведения таких мордовских писателей и поэтов, как Яков Пинясов, Юрий Кузнецов, Григорий Пинясов, Валентина Мишанина, Михаил Петров, Александр Малайкин и др.

VI. Домашнее задание.

Выписать из “Рузаевской газеты” 7 предложений с обособленными членами, графически объясняя постановку знаков препинания.