"Он прежде всего был яростным романтиком. Он не уставал взывать к мужеству и человеческому достоинству, даже если самому было худо...
Не жаловаться на судьбу и несчастья, а преодолевать! И поэтому для всех, для людей самых разных характеров, профессий,
положений он был верным.... другом".
Эдуард Володарский.
Он не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60 годов. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал и пел песни своим сердцем, всей своей больной совестью. Стихи Высоцкого - это была сама жизнь, которая у всех тогда была одинаковой. Мы с ребятами создали "Словарь настроений", где каждому цвету соответствует определённое чувство, что способствует развитию речи и абстрактно-образного мышления обучающихся.
Изучение творчества В.С. Высоцкого по данной системе позволяет устанавливать связи и объяснять:
- тему стихотворения;
- развитие событий в тексте; структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием;
- соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями.
Кратко характеризовать, описывать:
- основную мысль художественного произведения;
- своё отношение к прочитанному произведению.
Решать практические задачи:
- выразительно читать наизусть программные произведения;
- ставить вопросы к тексту.
Вашему вниманию предлагаю методическую разработку к проведению урока по теме :
В.С. Высоцкий "Песня о Земле". Тема: Анализ поэтического произведения. Цели:
1) формировать тип правильной читательской деятельности, учить прогнозированию содержания текста, проводить анализ прочитанного произведения, находить в тексте материал для формулировки основной мысли стихотворения;
2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах постоянного состава;
3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.
Оборудование: доска - портрет В.С.Высоцкого, даты рождения и смерти, выставка книг В.С. Высоцкого, рисунки на военную тему, слова - высказывания о поэте, слова - цели урока; на партах - лист с заданиями для каждого ученика, приготовленный материал, где напечатаны задания и текст самого произведения.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний
Учитель: Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Но прежде немного вспомним из наших прошлых бесед.
- Какие слова всплывают в памяти каждого при произношении слова "война"? Объясните значение этих слов. (слайд 2).
- Посмотрим еще раз картины, рассказывающие о ужасных годах войны. (слайды 3,4,5,6,7,8).
- Переходим к изучению нового. Что это за произведение? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.
Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.(слайд 9).
Для 1-й группы. Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.
т о С т о е и
х р и в н е
Для 2-й группы. Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.
- Н. Носов
- В.С.Высоцкий
- Л. Толстой
Для 3-й группы. Прочти название произведения. янсеп о елмез
По мере ответов на доске появляются слова: (слайд 10)
- стихотворение
- В.С. Высоцкий
- "Песня о Земле"
- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте приготовленный материал на ваших столах.
2. Вступительное слово о поэте. Слайды: 11,12,13,14,15,16.
Сегодня, ребята, мы начнём знакомство с творчеством поэта- В.С. Высоцкого. Родился Володя в 1938 году в городе Москве в семье служащего. Когда началась война, отец уехал на фронт, а мама Высоцкого вместе с Володей остались в Москве. Володя рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно... В июле 1941 года ( Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Мать, Нина Максимовна, и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи. Стихи Володи о времени, о себе, темы его песен были всегда злободневны. Его герой - мужественный, щедрый, сильный и великодушный человек, который всегда придет на помощь и выручит из беды. Именно таким друзья вспоминают Высоцкого.
В.С. Высоцкий был поэт - со своей темой. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения... Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Мы сегодня попытаемся увидеть , прочувствовать эту любовь к своей Родине. ( Слайд 17)
3. Первичное чтение. Слайд 18
Текст читает учитель.
4. Беседа по содержанию.
- Какое настроение у вас возникло? Поделитесь.
5. Повторное чтение. Работа со "Словарём настроений".
Текст читает учитель.
- В какие цвета раскрасим своё настроение? Давайте составим цепочку настроений. А теперь опишем словами свои чувства в "Словаре настроений".
1. Сострадание, жалость
2. Переживание, боль 3. Гордость
6. Самостоятельное чтение текста.
При чтении текста отмечайте слова, значение которых вам непонятно.
7. Словарная работа.
Работа с Толковым словарём.
8. Подготовка к выразительному чтению.
- Какую интонацию выберем?
- Будет ли она меняться?
9. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.
10 Анализ текста.
- Что помогло поэту создать настроение?
Беседа.
- Какова тема произведения? Стихотворение о родине.
- Идея? "Мой край - Родина, после войны.
- Кто поверил, что Землю сожгли?
- Нет, она затаилась на время. - Что помогло увидеть картины, созданные автором, понять тему и идею произведения? Система образов и художественные средства.
- Давайте их найдём - Какие кадры войны можно представить читая и слушая это стихотворение?
- Какие слова являются выводом, которые рождают, светлую оптимистическую ноту?
Учитель: О войне написано и рассказано много. Этого никогда не забыть. Это навсегда остается в памяти каждого человека. Вот поэтому нам всем нужен МИР!!! Слайды 19,20,21,22.
11. Итог. Рефлексия
Учитель: Книги, как деревья, раскрывают свои страницы-листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело - ствол дерева. Ноги - корни. Кто познакомился с творчеством В.С. Высоцкого, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки - ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки - кулачки, а раскрытые ладошки - листья.
Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Высоцкий, раскройте кулачки - почки.
Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником - читателем, поднимите руки - ветки и помашите ими. Это наша благодарность поэту Владимиру Высоцкому. Наш урок окончен.
12. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения, рисунок, отражающий его содержание.