Внеклассное занятие по ОБЖ на тему "Его величество электричество". 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме.
Задачи:

  • выявить зоны повышенной опасности в доме, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами;
  • познакомить и изучить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
  • разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
  • привить навыки и умения действовать при возникновении пожара при эксплуатации электрических приборов доме;
  • воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.

Оборудование.

  • У учителя — картины, плакаты или другие иллюстративные материалы (слайды).
  • У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап. Актуализация знаний

Кроссворд «Электроприборы»

1. Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепениться -
Пригласит чайку напиться. (Самовар)

2. Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)

3. На голове пуговка,
В носу решето, одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)

4. Ей набили мясом рот,
И она его жуёт.
Жуёт, жуёт, но не глотает – 
В тарелку отправляет. (Мясорубка)

5. Нет ушей, а слышит;
Нету рук, а пишет. (Магнитофон)

6. Очень умная машина.
Она поможет и написать,
И нарисовать,
И даже перевести на другой язык. (Компьютер)

1. с а м о в а р  
2. п ы л е с о с  
3. ч а й н и к  
4. м я с о р у б к а  
5. м а г н и т о ф о н  
6. к о м п ь ю т е р

Презентация – кроссворд «Электроприборы и безопасность»).

– Что общего у всех этих предметов? (Электрические бытовые приборы).
– А откуда берётся электричество в доме?
– Для чего человеку нужны электроприборы? (Для своего удобства человек изобрёл все эти приборы).
– А они могут быть опасными?
– Ребята, я буду называть приборы, а вы – разъяснять, в каких случаях они бывают опасными.

  • электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)
  • электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)
  • стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)

Вывод: Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.
– Мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях”.  Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это веди не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. Наш разговор затронет очень серьезную тему, а именно – о безопасности в вашем доме при использовании электрических приборов.
2 этап. Историческая справка
Беседа о пользе электричества
– Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме).
– Ребята, вы, наверно, знаете из книг, из рассказов своих бабушек,  как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады)

– Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая  лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
–  Ребята, в старших классах на уроках физике вы узнаете, что электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в 1879 году. С тех пор, в наших домах всегда горит свет

3 этап. Задание по группам

– Сейчас мы разделимся на команды и проведем соревнование. За правильный ответ команда получает баллы – лампочки. Чья команда набирает больше лампочек, следовательно, она и победитель.

Карточки с видами квартиры.

Найти источники повышенной опасности и обвести красным маркером. (Приложение 1)

Итог: подсчет количества лампочек.

– Какую еще возможность дает нам электричество в доме? (Использование различных электрических приборов)

В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством.

4 этап.

– Сейчас, расскажем одну историю, которая приключилась в одной городской квартире.

Сказка про Его Величество нужное людям Электричество  (Приложение 2)

Итог: Сказочные герои нам рассказали, какие умные электрические приборы есть в нашем доме, и посоветовали изучить правила, как пожара избежать.

5 этап.

– Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять причины, при которых могут возникнуть потенциальные опасности превратиться в реальные.

Поэтому необходимо соблюдать свод правил при использовании домашних электрических приборов, а как называются такие указания?

и н с т р у к ц и я

Инструкция (указание) – свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь …

6 этап. Работа в группах

– На столах у вас лежат инструкции по эксплуатации  электрических приборов в доме, и памятка работы в группе. Ваша задача:

  • внимательно прочитать инструкцию: разделы (1 – Техника безопасности, 2 –  Запрещается)
  • выделить  правила безопасности при использовании электрических приборов дома;
  • разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;
  • назвать семь основных правил техники безопасности.
  • назвать пять основных правил пожарной безопасности (ваши действия при возникновении пожара).

Каждая  группа поочередно называет правила. (Подсчет «лампочек»).

– Назовите средства пожаротушения электроприборов в доме? (Вода, плотное ткань, одеяло, одежда, земля из цветочного горшка, огнетушитель).

Итог: основные правила безопасности.
– А сейчас давайте рассмотрим плакаты, которые ещё раз напомнят вам о том, какие правила необходимо соблюдать в быту, чтобы избежать поражения электрическим током! Эти правила полезно знать как детям, так и взрослым, поэтому после нашего занятия я рекомендую вам рассказать о некоторых из них  и вашим родителям!

Перед началом работы проверь исправность шнура (кабеля), проводов, надёжность работы выключателя!

Будь осторожен! Не используй бытовые электроприборы и светильники на открытом воздухе.

Опасно! Не подключай сам, вызови электрика!

Самовольный ремонт электроустановок не принадлежащих населению, подключение к электрическому вводу в дом или к проходящей мимо дома линии электропередач бытовых электроприёмников и домашних электросетей, как правило, приводит к травмам.

 Внимание! Не подвергай себя опасности!  Будь острожен! Не пользуются бытовыми электроприборами с повреждённой изоляцией.

При повреждении изоляции электрического прибора тело человека, прикоснувшегося к металлическим конструкциям в квартире (батареям отопления, водопроводным трубам и другим заземлённым конструкциям) или другим электрическим проводникам оказывается в цепи прохождения электрического тока.

Дети! Нельзя вставлять в розетки различные предметы, кроме штепсельной вилки! Помните об опасности действия электрического тока и соблюдайте элементарные правила электробезопасности в быту.

Родители! Недостаточный контроль со стороны взрослых и наличие в доме легко доступных открытых розеток, включенных электроприборов и светильников подчас с нарушенной изоляцией и оголёнными токоведущими частями могут привести к ожогам и более серьёзным травмам.

–  Вот такие правила помогут вам избежать опасности, которую таит в себе светлое Величество – Электричество!

 7 этап. Рассказ учителя об электрическом токе, высоком напряжении и о мерах, при поражении электричеством.

– В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством.  Чем же опасно электричество? (Поражением электрическим током)
– Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:

  • не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;
  • не использовать неисправные электроприборы;
  • не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.

– Ребята, мы смогли  ещё раз убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО –  очень для нас важно, что не можем в современном мире обойтись без электричества, которое нужно уважать и беречь. Электричество мы не можем увидеть. Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то, что он так необходим человеку, очень опасен!  Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством?

(Электрик)

Воздействие электрического тока на организм человека.

Если человек по своей неосторожности попал под воздействие электрического тока, у него парализуется центральная нервная система. Ток сильно «притягивает» к себе, не давая «оторваться». У человека затрудняется дыхание, может остановиться сердце. Человек умирает. Если человек выживет, у него на всю жизнь могут остаться сильные ожоги.
По данным статистики несчастные случаи с детьми происходят чаще всего летом. Особенно серьёзную угрозу  здоровью и жизни представляет электрический ток. Опасное напряжение начинается уже с 36 вольт. А дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Это значит, что даже тот ток, который протекает по проводам в вашей квартире, во много раз превышает смертельный.  
Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Они предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.

Этот знак предупреждает 

о высоком напряжении внутри изделия

 о необходимости следоватьинструкциям
при обращении с приборами

Предупреждение. Опасность! Не вскрывать опасность получения электрошока.

8 этап.  Игровые ситуации (Приложение 3)

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при умелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами.
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
За правильный ответ – лампочка.

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

Ответ:

  • накрыть влажной тканью;
  • обесточить телевизор;
  • позвонить по “01”.

Ситуация №2

 На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

Ответ:

  • накинуть на сковороду влажное полотенце, снять с плиты. 
  • выключить печь, а сковороду плотно накроите крышкой
  • залить сковороду водой.

 Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

  • бежать
  • упасть на пол;
  • накрыться влажной тканью;

Ситуация №4

Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился. Твои действия:

  • бежать за водой и заливать пламя
  • выдернуть шнур с вилкой из розетки
  • взять утюг и убрать его с горящей вещи.

Ситуация №6

Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?

  • Буду звать на помощь
  • Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз. 
  • Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.

Ситуация №5

 В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

  • спрятаться
  • вызвать пожарных.  
  • закрыть рот и нос мокрым носовым платком и  продвигаться к выходу, прижимаясь к полу

Ситуация №7 (выберите правильный вариант ответа)

1) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла цветной лист бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуация №8 (выберите правильный вариант ответа)

1) Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается ее любимая передача «Сам себе режиссер». Бегом побежала она вставлять вилку в розетку мокрыми руками.
2) Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.
3) – Алла, подтекает холодильник. Посмотри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, – попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

Итог: Необходимо действовать правильно, без паники от этого зависит скорость тушения пожара и безопасность человека.

9 этап. Динамическая пауза (медленно, быстро, очень быстро):

Лампочки горят,
Чайники пыхтят,
Гладят утюги,
Пекутся пироги.

10 заключительный этап: Творческое задание по группам.

Придумать Указ Его Величества Электричества. (Приложение 4)

1 команда.  Игра «Закончи предложение»

  • В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)
  • Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)
  • Выходя из комнаты или дома, надо … (выключайте электроприборы)
  • При включении и выключении электроприборов, надо … (исправность электропроводки)
  • К оголённым проводам … (не прикасаться)
  • Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления), или плохо охлаждаемое место, например … (в шкаф)

2 команда.

Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Огонь нельзя оставлять
2. Если увидишь пламя –
3. Вызывай пожарных
4. От огня
5. Из горящего помещения
6. Прибор неисправен
а) по телефону 01
б) нельзя прятаться
в) без присмотра.
г) не включай
д) зови на помощь взрослых
е) надо быстро уйти

3 команда. Дается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Не включай электроприборы…
2. Не пытайся починить электроприбор,…
3. Не пользуйся электроприборами...
4. Не пользуйся электроприборами...
5. Опасней всего при  пожаре
6. Если произошло возгорание
а) когда сидишь в ванне
б) выключи из розетки и накрой плотной тканью
в) с оголенными проводами
г) если он включен в розетку.
д) мокрыми руками
е) дым

4 Команда. Игра «Закончи предложение»

  • Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу);
  • Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе).
  • Нельзя пользоваться … (неисправными) электроприборами.
  • Нельзя самим … (чинить, разбирать) электроприборы,
  • Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем), ни … (другими предметами).
  • Электричество не терпит соседства с … (водой).

Подведение итогов соревнования (подсчет количества лампочек).

Его Величество Электричество для вас приготовило подарок – Инструкцию техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов  (Приложение 5).

Спасибо Его Величеству Электричеству за подарки, которые помогут ребятам, в их повседневной жизни.

Итог занятия

– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. Записали инструкцию по правилам обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.