Возрастная категория: 9-11 классы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: проследить взаимосвязь «эпоха – личность – творчество» на примере музыкально-философских идей А.Н.Скрябина.
Задачи урока:
- раскрыть своеобразие личности художника Серебряного века;
- раскрыть особенности музыкального языка А.Н.Скрябина.
Эпиграф урока: «Жизнь, свет, борьба, воля – вот в чём истинное величие Скрябина». (В.Софроницкий).
Оборудование к уроку: презентация по теме урока, музыкальные фрагменты произведений А.Скрябина.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово:
– Какими событиями наполнена история России на
рубеже XIX-XX веков?
– Как называется в русской культуре эта эпоха?
Почему?
– Подберите словесный ряд для характеристики
Серебряного века (блеск, яркость, металл,
утончённость, хрусталь, звон, оружие,
мгновенность, недолговечность, блики,
волшебство, сияние, дымка, туман, тайна, шёпот,
голоса, свечение, глаза…).
Слайд 2:
Неповторимость культуры этого периода
заключается, прежде всего, в «пограничности»
сложившейся в России ситуации, с мощнейшим
конфликтом эпох, который одним представлялся
закатом европейской цивилизации, кризисом
христианского сознания, другим – выходом в
обновлённую жизнь и искусство, возможностью
достичь заветных творческих высот.
Стремление деятелей Серебряного века обнаружить
искомый Абсолют в духовной сфере, с чем была
непосредственно связана идея синтеза,
привело к возникновению определённого отношения
к искусству. Искусство представлялось им не
источником наслаждения, а являлось инструментом
создания нового художественного языка,
включающего поэтику, риторику и стилистику, с
помощью которого возможно мистическое познание,
проникновение в тайны бытия. Музыка же
представлялась основой синтеза, стержнем
Единства искусств, самой сущностью бытия.
В творчестве передовой интеллигенции этой эпохи
находит своё подтверждение одна из главнейших
культурологических идей ХХ века – идея
творчества новой жизни, нового «Я». В этом
контексте понятие «личность Серебряного века»
может рассматриваться не только как феномен
культуры ХХ века, но и трактоваться в более
универсальном понимании, связанном с
установками сознания, способом отношения к миру.
По мнению многих деятелей этой эпохи, путём
воздействия произведениями искусства на
человека, возможно восстановление утраченной
личностной целостности, упорядочение социальной
жизни.
I. Работа по теме урока:
Слайд 3:
«Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а
бесконечного подъёма творческой деятельности,
который будет вызван моим искусством». Такое
признание было сделано однажды Александром
Николаевичем Скрябиным – выдающимся творческим
деятелем Серебряного века, чьё музыкальное,
композиторское и философское видение мира
оказались необычайно взаимосвязаны.
Творчество Скрябина нередко связывают с
символизмом. Действительно, подобно многим
символистам, композитор с юности пытался
«проникнуть в суть вещей», объяснить философский
смысл бытия. Постоянно, шаг за шагом, создавал он
философское учение о человеке, человечестве,
искусстве. Подобно Владимиру Брюсову, Скрябин
стремился «каждый шаг сделать великим трепетом»,
подобно Александру Блоку, – «жить удесятерённой
жизнью».
Однако между творчеством Скрябина и
символистами есть и принципиальная разница: если
поэты-символисты и жаждали переделать мир, то,
кто и как это совершит, они не знали. А у Скрябина
таких сомнений не было: оружием победы он считал
всемогущую волю и преобразующую силу искусства,
в которое он верил безгранично. Не случайно у
Вячеслава Иванова есть высказывание о сходстве
их философских взглядов относительно таких
понятий как соборность и хоровое действо,
которые у Скрябина отличались «…только тем,
что были для него ещё и непосредственно
практическими задачами».
Можно с уверенностью утверждать, что Скрябин не
знал иного ответа на вопрос, что же способно
очистить от скверны, преобразовать человеческую
душу, Человека в целом:
Придите, все народы Мира,
Искусству славу воспоём!
Об этом поёт хор из его Первой симфонии. Об этом
свидетельствуют все его дальнейшие музыкальные
эксперименты.
В истории русской культуры личность и творчество
Скрябина уникальны. Его музыка – замечательная
страница Серебряного века русской культуры. Он
был гениальным композитором и неповторимым
исполнителем своих произведений и вместе с тем
обладал своеобразными философскими и
эстетическими взглядами. Это не только великий
музыкант, но и глубокий мыслитель.
Самая яркая черта личности и жизненной философии
Скрябина – это несокрушимая, почти мистическая
вера в силу искусства, в его способность
преображать людей. В ярких контрастах музыки
Скрябина, с её мятежными порывами и
созерцательной отрешённостью, чувственным
томлением и повелительными возгласами, нашли
отражение противоречия сложной
предреволюционной эпохи. В его музыке Россия
слышала своё настоящее и прозревала своё
будущее.
«Творчество Скрябина было его временем,
выраженным в звуках. Но когда временное,
преходящее находит своё выражение в творчестве
большого художника, оно приобретает постоянное
значение и делается непреходящим» – так
высказался о творчестве Скрябина
Г.В.Плеханов. Именно поэтому, наверное, так
прочно вошли его произведения в духовную
культуру человечества, что они глубоко гуманны,
они светлы и пронизаны верой в силы человечества.
Скрябин является автором двадцати фортепианных
поэм, трёх симфоний, концерта для фортепиано с
оркестром, десяти сонат, девяноста прелюдий,
двадцати одной мазурки, вальсов, ноктюрнов и
этюдов. И в каждом его произведении сказались
непревзойдённый талант и мастерство
композитора.
Представим себе Скрябина по воспоминаниям
современников.
«Он был невысокого роста, изящного
телосложения, блондин с бледным лицом и
выразительными глазами. Чуть вздёрнут нос,
острая бородка, усы. Движения порывисты, особенно
беспокойны и динамичны руки. Как только
композитор садился за рояль, немедленно между
ним и аудиторией устанавливался психический
контакт, будто он излучал из себя
гипнотизирующий ток, покоряя публику своим
обаянием. Сразу чувствовалась в композиторе
натура исключительная, порода». Эта
неординарность проявлялась уже в детстве.
Александр Николаевич Скрябин появился на свет в
Рождество, 25 декабря 1871 года (или, по новому стилю,
6 января 1872 года) в Москве в дворянской, глубоко
образованной семье. Впоследствии композитор был
уверен, что мистическое совпадение
предопределило его путь музыкального Мессии.
С самого раннего детства в Шуриньке (так называли
его близкие) проснулось музыкальное чутьё. Уже в
три года он трогал пальчиками клавиши рояля и
пытался что-то наигрывать. Подрастая, очень легко
запоминал мелодии, целые пьесы, легко их
воспроизводил, вызывая неизменное удивление и
восхищение окружающих. А в семь лет Саша написал
оперу «Лиза», посвятив её девочке, вызвавшей в
нём нежные поэтические чувства.
Слайд 4:
По семейной традиции образование Александр получил во Втором Московском кадетском корпусе. Однако, всем было понятно, что из скромного, хрупкого юноши не получится бравого офицера.
Слайд 5:
В 1888 году юный Скрябин поступил в Московскую
консерваторию, всецело отдался музыке, делая
колоссальные успехи. Мечтая стать
пианистом-виртуозом, он занимался без перерывов
не щадя себя, с упорством овладевая трудным
приёмом извлечения из инструмента глубокого
звука.
Вот как вспоминал об игре Скрябина Константин
Бальмонт: «Скрябин около рояля. …маленький,
хрупкий, этот звенящий эльф... В этом была какая-то
светлая жуть. И когда он начинал играть, из него
как будто выделялся свет... Чудилось, что не
человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух,
очутившийся в странном для него человеческом
зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по
иным законам, и неловко и неуютно».
Позже это впечатление легло в основу
стихотворения К.Бальмонта:
Слайд 6:
Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.
В результате чрезмерных занятий Скрябин «переиграл» правую руку, рука была парализована. О том, как сильно он переживал, свидетельствуют музыка и слова, написанные в его дневнике: «…В 20 лет: развившаяся болезнь руки. Первая серьёзная неудача в жизни… Первые размышления о ценности жизни, о религии, о Боге… Ропот на судьбу и Бога».
Звучит Прелюдия №4.
Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:
Так беспомощно грудь охладела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Эта трагедия осложнила жизнь Скрябина-пианиста, но страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю, он становится прекрасным фортепианным композитором. В период болезни Скрябин создаёт целый ряд произведений для левой руки.
Звучит Ноктюрн №2 для левой руки.
Слайд 7:
Когда публика услышала двенадцать его этюдов, стало ясно: в России появился не просто талантливый продолжатель Шопена и Листа, но художник, обладающий неповторимой образностью и исполнительским даром. «Иду сказать людям, что горевать – не о чём, что утрат нет. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», – эту запись из дневника Скрябина можно в полной мере отнести к нему самому.
Звучит Этюд №12.
- Почему современники Скрябина назвали этот этюд «Буревестником»?
- Какие чувства и настроения своего времени выразил в музыке композитор?
Этот этюд относится к числу произведений, с наибольшей силой воплотивших «мятежный дух» Скрябина. В этой музыке много драматизма, напряжённости, откровенно революционного пафоса. Сразу же после революции, в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И.Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.
Слайд 8:
Одним из лучших творений Скрябина является
«Божественная симфония», которая отражает его
идею преобразования человеческого духа. Три
части симфонии: «Борьба», «Наслаждения»,
«Божественная игра», исполняющиеся без перерыва,
по мысли автора, воссоздают биографию духа. В
первой части преодолеваются материальные
соблазны, во второй – чувственные искушения, а в
третьей – дух обретает желанную свободу и,
окрылённый, устремляется в «божественный» полёт.
Это своеобразный гимн Человеку-борцу,
постигающему величие и разнообразие жизни.
Всё последующее творчество Скрябина стало
смысловым продолжением «Божественной симфонии».
Отныне многие из своих фортепианных опусов
композитор будет называть поэмами, давая им
программные подзаголовки. Став «мистическим
романтиком», Скрябин предпочитал жить в
воображаемом идеальном мире.
Гимном мощи человеческого духа, способности
преодолеть все сомнения и препятствия на пути к
«вершине бытия», где человек свободен и счастлив,
стало и другое произведение – «Поэма экстаза».
Не случайно в стихотворном тексте программы
Скрябин упоминал о Вселенной, объятой «пожаром
всеобщим». А в заключительной части текста
звучат слова:
И огласилась Вселенная
Радостным криком
Я есмь!
В «Поэме экстаза» развивается десять тем, в
которых воплощаются различные
идейно-эмоциональные образы, а вместе они дают
представление о глубине человеческой мысли и
величии дел человека в борьбе за свои идеалы.
Композитор понимал, что борьба за торжество
светлых идей, за преодоление пассивной
созерцательности как жизненной позиции – это
победа над самим собой, над своей трусостью и
равнодушием:
Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В тёмных глубинах
Духа творящего,
Вы, боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!
Звучит «Поэмы экстаза» (заключительный фрагмент).
– Какое у вас сложилось общее впечатление о
характере музыки?
– Можно ли ограничить конкретным временем
значение «Поэмы экстаза»?
Философия «Поэмы экстаза» оказалась гораздо
значительнее – она на все времена, потому что у
новых поколений людей всегда будут свои
потребности в свершении побед силы воли, духа на
пути достижения цели. Поэтому «Поэме экстаза»
суждена долгая жизнь и служение формированию
Человека в человеке.
Творческая мысль композитора летела всё дальше в
открытых им космических мирах. Последнее
законченное произведение Скрябина – «Прометей»
или «Поэма огня» для оркестра, органа, фортепиано
и хора, поющего без слов.
Идея сотворения мира из хаоса, возникновение
Разума и преображение этого хаоса в Космос, во
Вселенную, стала для композитора главной темой и
главным сюжетом «Прометея». Поэма посвящена
космической огненной стихии. Огонь и лучезарный
свет, принесённый Прометеем, – символ знания для
Скрябина, символ его духовного прозрения истины.
Из всех сочинений Скрябина «Прометей» больше
всего поразил современников тем, что в партитуре
симфонической поэмы композитором была
предусмотрена партия света («Luce») для
несуществующего инструмента со
светомузыкальной клавиатурой. Но в то время
чисто технически осуществить это оказалось
невозможным.
Новизна «Прометея» заключалась, конечно, не
только в скрытом, воображаемом световом
движении. Композитор стремился «заколдовать
время», используя замедленные темпы, и создать
особое гармоническое ощущение, которое
заставило бы слушателя находиться в непрерывном
напряжении.
Звучит «Прометей» (фрагмент).
Неслыханные созвучия, невероятное сочетание музыкальных тембров и оркестровых красок подталкивали ошеломлённых современников к потрясающим описаниям: «Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звёздностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Прорывы Солнца… Сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая», – писал Константин Бальмонт о «Прометее».
III. Заключительный этап урока:
Слайд 9:
Последнее незаконченное произведение
«Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя,
романтика, философа, обратиться ко всему
человечеству и вдохновить его на создание нового
фантастического миропорядка, соединение
Вселенского Духа с Материей.
Все свои ранее написанные произведения
композитор считал всего лишь эскизами к этому
поистине вселенскому проекту. Главный герой
«Мистерии» – «философ-поэт-музыкант», который
способен освобождать томящиеся в реальном мире
души и уносить их туда, где царит вечная гармония.
Но прежде чем перейти к созданию Мистерии,
Скрябин решил сочинить «Предварительное
действо». Грандиозные световые эффекты и столбы
фимиамов, ароматы и небывалые звучания, шёпоты
хора и звуки колоколов, торжественные процессии
и танец, и даже вкусовые ощущения – всё это
должно было составить основу великолепного
представления.
Текст «Предварительного действа» был сочинён
Скрябиным в стихах. Последний текст стал
страшным предчувствием грядущих событий Первой
мировой войны. И этот эпизод композитор назвал
«Пляской трупов среди чёрных огней». Кроме того,
в «Предварительном действе» появилась Смерть.
Смерть-сестра, белый призрак – так говорил об
этом фрагменте Скрябин.
Но записать музыку он так и не успел. От этого
замысла сохранились лишь стихотворный текст и
музыкальные наброски.
Слайд 10:
Жизнь Александра Скрябина оборвалась внезапно:
он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. По
ряду свидетельств смерть его была мистической.
Снимая свою последнюю квартиру на Арбате,
Скрябин настаивал на заключении контракта
сроком на три года, то есть до 14 апреля 1915 года.
Его современникам казалось, что композитор ушёл
слишком рано, бросив их на пути, который сам же
предначертал, не завершив задуманного, не дойдя
до цели. Жизнь его была действительно коротка, но
это была жизнь гения.
Вячеслав Иванов откликнулся на горькую утрату
сонетом:
Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побеждён иль победитель,
По ком, – немея кладбищем чудес, –
Шептаньем лавров плачет муз обитель?
Звучит Соната №3.
Великий Генрих Нейгауз справедливо заметил однажды: «Поэма экстаза» – так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорел – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет».
Слайд 11:
Музыка Скрябина отражает внутренний мир
художника, живущего в предгрозовой атмосфере
всеобщих ожиданий и всем существом
устремлённого навстречу грядущему обновлению.
Отсюда её энергетика, импульсивность,
непрерывная изменчивость и игра нюансов.
И, конечно же, уникальное место Скрябина в
русской и мировой истории музыки определяется,
прежде всего, тем, что он рассматривал
собственное творчество не как цель и результат, а
как средство достижения гораздо более крупной
Вселенской задачи.
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.В.Брюсов.
Слайд 12:
Разговор о музыкальных мирах Александра Николаевича Скрябина – великого русского композитора и пианиста – хочется закончить словами самого композитора из своего дневника:
«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного. Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь – деятельность, стремление, борьба».
Список литературы
- Бэлза И. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1987.
- Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века. – М., 2002.
- Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
- Михайлов М.К. А.Н.Скрябин. Краткий очерк жизни и творчества. – Л., 1971.
- Рубцова В. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1989.
- Томпакова О.М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX – начала ХХ века. – М., 1997.