1слайд
Мы хотим представить вашему вниманию то, как можно использовать творчество В.И.Даля на уроке по русскому языку в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями».
2 слайд
Владимир Иванович Даль – русский ученый и писатель. Он прославился, прежде всего, как автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа».
3 слайд
Владимир Иванович – масштабная, значительная
личность в русской истории. Исследованием его
жизни и творчества занимались видные деятели
прошлого и современности.
Виссарион Григорьевич Белинский: «После Гоголя
это до сих пор решительно первый талант в русской
литературе»
Андрей Георгиевич Битов: «Даль – это Магеллан,
переплывший русский язык от А до Я. Представить
себе, что это проделал один человек, невозможно,
но только так и было»
4 слайд
В.И.Даль известен не только как собиратель слов русского языка, пословиц и поговорок, но и как создатель своих собственных произведений: стихотворений, повестей, рассказов, сказок.
5 слайд
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Война грибов с ягодами» в обработке В.И. Даля. Прослушаем текст:
Задумал-загадал боровик войну, под дубом
сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы
созывать, стал помочь скликать:
– Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
– Мы все старые старушки, не повинны на
войну.
– Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
– У нас ноги больно тонки, не пойдём на
войну!
– Эй вы, сморчки! – крикнул гриб-боровик.
– Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
– Мы старички, уж куда нам на войну!
6 слайд
Назовите тех, к кому обращается гриб-боровик.
– Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
– Идите вы, опёнки!
– Эй вы, сморчки! – крикнул гриб-боровик.
– Грузди, вы ребята дружны, идите со мной
воевать, кичливую ягоду избивать!
Правильный ответ: волнушки, опёнки, сморчки, грузди. Все эти слова являются обращениями.
7 слайд
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
8 слайд
Прочитайте пословицы из словаря В.И.Даля, найдите в них обращения.
1. Божья коровка, полетай за Волгу: там
тепленько, здесь холодненько.
2. Вы, братцы, помолотите, а мы поедим.
3. Гостья Федосья! Сиди на печи да жуй калачи!
4. Ерема, Ерема! сидел бы ты дома да точил
веретена!
5. Знай, кошка, свое лукошко!
6. Знай, сверчок, свой шесток!
7. Девушка, гуляй, а своего дела не забывай
8. Не спеши, куманек, не вздут огонек.
Правильный ответ: божья коровка, братцы, гостья Федосья, Ерема, кошка, сверчок, девушка, куманек
9 слайд
Обращения выделяются запятыми. Это знаки
выделения. Если обращение стоит в начале
предложения и произносится с восклицательной
интонацией, то после него ставится
восклицательный знак.
Обратите внимание на схемы, которые показывают,
как правильно расставлять знаки препинания в
зависимости от положения обращения в
предложении:
10 слайд
Соотнесите предложенные пословицы с представленными схемами.
11 слайд
А теперь вернемся к сказке и составим схему того предложения, в котором есть обращение.
Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
12 слайд
Посмотрите, какая должна была получиться схема.
В этом предложении есть также и однородные члены, изобразите их схематично.
13 слайд
Сочините свои предложения с обращением и однородными членами. Составьте их схемы.