Урок математики по теме "Компоненты сложения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Цель: уточнить название компонентов сложения и вычитания, работать над правильным использованием этих терминов в речи.

Задачи:

  • Актуализировать знания,  необходимые для изучения нового материала.
  • Совершенствовать навыки устного и письменного счета, решения задач.
  • Формировать представление о понятии «компоненты сложения».
  • Создать условия для применения новых знаний при выполнении работы в группах и самостоятельной работы.
  • Воспитывать интерес к математике, умение работы в коллективе.

Оборудование:

1. Интерактивная доска SMARTboard
2. Проектор.
3. Набор картинок «Чайники».
4. Опорные карточки с таблицами.
5. Наборные полотна.
6. Кассы с цифрами и знаками.
7. Линейки.

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация

«Муха, муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла».

– Что произошло в сказке дальше?

 

 

 


– Муха пошла на базар и купила самовар.

2. Актуализация знаний

1. Устный счет.

– Перед тем как купить самовар, муха решила посмотреть и посчитать, что она может купить на эту денежку.
– Давайте поможем Мухе посчитать.
(слайд № 1)
– Посчитайте по линейке до 20 и обратно.
– Назовите соседей чисел 5, 11, 14.
– Назовите предыдущее число для чисел 9, 12, 15.
– Как найти предыдущее число?
– Назовите последующее  для чисел 5, 9, 13.
– Как найти последующее число?

2. Состав числа 6.

Купила Муха самовар и пригласила гостей. Надо накрыть на стол.
(на доске картинки 6 чайников)
– На какие группы и по какому признаку можно разделить эти чайники? Назовите выражения.
(Слайд №2.  На слайде появляются чашки с выражениями.)
– Назовите значения этих выражений.
– Дайте характеристику числу 6.

3. Физкультминутка.

(На болоте две подружки…)

 

 

– Поможем.

Дети считают.

Соседи числа 5-4 и 6, числа 11-10 и 12, числа 14-13 и 15.
– Предыдущее для числа 9 – число 8, для числа 12 – число 11, для числа 15 – число14.
– Чтобы найти предыдущее число надо из данного числа вычесть 1.
– Последующее для числа 5 – число 6, для числа 9 – число 10, для числа 13 – число 14.
Чтобы найти последующее число надо к данному числу прибавить 1.
– Их можно разделить по размеру – на большие и маленькие (1 + 5),
по цвету – на синие и красные (2 + 4),
носики у чайников с ободком и без ободка (3 + 3),  крышечки у чайников с рисунком и без него (4 + 2), на чайниках 5 горошин или 8 горошин (5 + 1)
– Это число 6.
Ученики  дают характеристику числу 6.

3. Открытие нового

– Какое действие помогло  составить нам выражения?
– Почему оно так называется?
– Мы с вами знаем, что у каждого числа в математике есть свое название.
– Как называются числа при действии сложении?
(слайд № 3)
– Назовите тему нашего урока.
– Тема урока «Компоненты сложения»
– Прочитайте пример разными способами.

 

Это действие сложение.
– Потому что числа складывали вместе.
Предположения детей или правильные названия чисел.
Тема урока: «Названия чисел при сложении»
– Сумма чисел 5 и 1 равна 6.
– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 1, значение суммы 6.
– 6 – это 5 и 1.
– 5 да 1 будет 6.
– к 5 прибавить 1 получится 6.
– 5 плюс 1 будет 6.

4. Первичное закрепление.

Групповая работа.

– Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах. (слайд №4)

Учитель выдает группам карточки с таблицами. (Приложение 1)
– Что у вас получилось?
– Пронаблюдайте  ту закономерность, которая у вас получилась.

 

 

 

 

 

2. Работа с наборным полотном.
– Прослушайте задачу.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Один несет травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой?
– Выложите на наборном полотне пример, который помог решить задачу.
– Какое действие помогло решить задачу?
– Что заметили?
– Прочитайте пример.

 

 

1. Работать дружно.
2. Общаться вполголоса.
3. По сигналу об окончании работы в группах – обсуждение прекратить.
4. Отвечать четко.

Идет работа в группах.
Отчеты групп.

– Если первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается, то и значение суммы увеличивается.
– Если первое слагаемое увеличивается, второе слагаемое одинаковое, то и значение суммы увеличивается.
– Если первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое уменьшается, то и значение суммы уменьшается.
– Если первое слагаемое уменьшается, второе слагаемое одинаковое, то значение суммы уменьшается.

 

 

 

 

 

Дети выкладывают 1 + 2 + 3 = 6
– Сложение.
– В примере 3 слагаемых.
– Первое слагаемое 1, второе – 2, третье – 3, значение суммы 6.

5. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

 

Ответы детей.

6. Самооценка

– Оцените свою работу на уроке. На экране Смешарики с различными выражениями лица:

  • веселый, у него все получилось на уроке, он все понял и поэтому работал хорошо;
  • задумчивый, он старался, но у него не все получилось;
  • унылый, он ничего не понял на уроке и у него ничего не получается.

– Поднимите веер с той цифрой, которая относится к выбранному вами Смешарику.
– Молодцы. Давайте все вместе радоваться нашим  победам.
– Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Ученики поднимают одну из цифр веера.