Используемый УМК - государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы А.А. Плешаков и Н.И.Сонин, "Дрофа", Москва, 2002 г.
Учебник - Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, "Дрофа", Москва, 2009 г.
Цели урока:
Обучающие:
- Повторить и обобщить знания о воде, ее свойствах, значении воды в жизни человека, животных, растений; круговороте воды в природе, способах ее очистки.
Развивающие:
- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать память, внимание, речь, умение слушать и слышать другого человека
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природным богатствам
Тип урока: обобщающий урок с использованием элементов театральной педагогики
Оборудование: Самовар, чашки, ложки, сахар, сушки, жетоны для оценивания ответов, чудо-дерево, загадки, написанные на плодах, физическая карта полушарий. На партах: 2 химических стакана, воронка, фильтр, загрязненная вода.
Ход урока
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме "Гидросфера", т.е. будем говорить о воде.
На войне, в пыли походной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной -
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда -
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода.
Это слова из поэмы А. Твардовского. Вода воспета и в прозе Антуана де Сент-Экзепюри: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете".
Чтобы побольше узнать важного и интересного о воде мы отправимся в русскую деревню Акватошкино.
Бабушка: Дорогие гости, проходите! Небось устали с дороги? Наливай-ка, Дед, воды в самовар. Чаем гостей поить будем. (Дед ставит самовар на стол)
Учитель: Удивительное это вещество - вода. Сколько нового ребята о ней узнали.
Бабушка: И что ж тут удивительного? Вода она и есть вода!
Учитель: Не скажите! Сейчас нам ребята расскажут о свойствах воды.
(Ответы учащихся о физических свойствах воды по плану, записанному на доске)
Дед: А почему водоем зимой до дна не промерзает? (Сообщение ученика - Приложение 1)
Дед: Я зимой люблю на рыбалку ходить! Просверлю луночку и закину удочку!
Учитель: Вы даже и не подозреваете, но это приносит определенную пользу обитателям водоема. (Сообщение - Приложение 2)
Дед: Молодцы! Хорошо вы это знаете! Вот и самовар закипел.
Я заметил, что если в самовар много воды налью, то она обязательно будет выливаться, когда самовар нагреется. Почему это происходит?
Бабушка: А еще я обязательно деда заставляю на зиму из бака и труб, что в нашем саду, воду выливать и лодку свою на берег вытаскивать, вверх дном переворачивать. Кто знает почему? (ответы ребят)
Дед: Бывало, в молодости любил я в речке искупаться. Выйдешь после купания в жаркий день и почему - то мерзнуть начинаешь. (Ребята объясняют явление)
Бабушка: А я, когда белье постиранное вешаю, заметила, что в ветреную погоду оно лучше сушится. Почему так происходит? (Ответ)
Дед: А я хочу опыт показать. (Берет тарелку, подносит к кипящему самовару, показывает капли воды, появившиеся на тарелке.) Объясните, что произошло? (Ответ ребят)
Бабушка: Вот и чай готов! Вам сколько ложечек сахару положить?
Учитель: Мы с вами сейчас наблюдаем еще одно свойство воды. Некоторые вещества хорошо растворяются в воде, а другие, наоборот,- плохо. Что такое растворы?
Учитель: Молодцы, ребята. Свойства воды вы хорошо знаете и легко отгадаете загадки. ( Загадки написаны на обратной стороне "плодов, растущих на чудо-дереве". Ребята "срывают плоды" и отгадывают загадки.)
Загадки:
- Что видно, когда ничего не видно? (туман)
- Кругом вода, а с питьем беда. (море)
- Чист и ясен как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (лед)
- На дворе - горой, а в избе - водой. (снег)
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (река)
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (роса)
- Приходил - стучал по крыше, уходил - никто не
слышал. (дождь)
- Что в гору не вкатить, в решете не унести и в
руках не удержать? (вода)
- Посыпался горох на семьдесят дорог.
Никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (град)
Учитель: У воды много названий - морская, речная, талая, минеральная. С чем это связано? (Сообщение о минеральной воде - приложение 3)
Учитель: Есть поговорка: "Не всякая водица для питья годится" в деревне воду из колодца набирают, а в городе специально очищенную пьют. (Беседа по схеме "Водоочистительная станция").
В природе вода очищается в процессе...
Послушайте сказку и ответьте, какое явление описал Леонардо да Винчи.
Вода.
Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей в голову взбрела шальная мысль - добраться до самого неба. Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он превратил воду в мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тотчас устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха.
Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что зуб на зуб не попадал от холода. Чтоб согреться, они тесно прижались друг к другу и, став немного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.
Жаждущая земля поглотила дождь до единой капли. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она смогла возвратиться в морские просторы.
Догадались, какое природное явление описал Леонардо да Винчи? Какие свойства воды проявляются при этом?
Благодаря круговороту воды в природе, вода обладает удивительным свойством - она бессмертна. Сколько воды было на Земле миллионы лет назад, столько и теперь.
Давайте покажем на карте океаны, моря, крупные реки нашей страны. (Работа с картой)
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть,
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода.
71% всей поверхности нашей Земли - вода. Если сможете, представьте себе на мгновение, что вода на земле вдруг исчезла... . Поникли пожелтевшие от жажды деревья, травы, тусклые смерчи пыли закружились в воздухе, закрывая солнце, на зубах скрипит песок, из водопроводного крана слышится голодное урчание. Тебе нечего пить, ты страдаешь от голода, словно затерялся в безводной песчаной пустыне.
Да и в самом деле Земля стала пустыней, потому что моря и реки мгновенно испарились. Обитатели водного мира гибнут, бессильно ударяет хвостом, поднимая тучи пыли, когда-то могучий кит, и уже никому не страшна огромная пасть акулы. Корабли и подводные лодки завязли в пыли пустынь, образовавшихся там, где раньше были моря и океаны. Да и какие там еще корабли, если щи сварить - и то не из чего - воды нет!
Всему и всем грозит гибель.
Вода нужна всем - и растениям, и животным, и людям.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук!
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без ... (воды)
В последнее время все чаще и тревожнее говорят о недостатке воды. Речь идет о пресной воде. Почему ее не хватает? (ответы ребят)
Вода нуждается в строгой и тщательной охране.
К воде надо относиться бережно!
Домашнее задание: нарисовать плакат "Сохраним воду"
Приложение 1
Обычно плотность твердого вещества больше, чем жидкого. Но не воды!
Наибольшей плотности вода достигает при температуре 4 градуса. При этой температуре заканчивается перемещение слоев , вызываемое охлаждением.
В дальнейшем самый охлажденный слой с меньшей плотностью остается на поверхности, превращается в лед и тем самым защищает лежащие ниже слои от замерзания.
Приложение 2
Минеральная вода.
В воде некоторых источников содержится большое количество растворенных веществ, и она имеет целебные свойства. Это - минеральная вода.
Целебное действие минеральных вод зависит от содержания углекислого газа, сероводорода, соединений железа.
Температура минеральных источников может колебаться в широких пределах. Например, Ямаровские источники у нас, в Забайкалье, имеют температуру 1-9 градусов. Но существуют источники, в которых вода - почти кипяток, поэтому используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.