Цели урока:
- способствовать развитию творческих способностей;
- научить работе с инструкционной картой.
Задачи урока:
- ввести понятие "лубочные картинки";
- познакомить с развивающей литературой;
- привить навыки работы с тонким картоном.
Для работы понадобятся: ножницы, клей, шаблоны, инструкционная карта, карандаши, краски, кисточки, журналы, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент
2. "Что такое лубочные картинки?"
- "Интересная книга "Лубочные картинки" (показ);
- Беседа учителя:
Лубочные картинки - одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Другое название лубочных картинок - потешные листы. Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги по тем временам стоили очень дорого - они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром, и, конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских да боярских хором. Другое дело отдельные листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами-рисовальщиками и распространялись самостоятельно.
Первыми русскими граверами были рисовальщики, или знаменщики Серебряной палаты, входившей в состав Оружейной палаты в Москве. Но постепенно этим искусством овладело множество умельцев, и поначалу редкие, предназначенные только для царских глаз, гравюры пошли в народ, в повседневную жизнь.
Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те функции, которыми в наши дни наделены книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии, вместе взятые. Важное место в лубке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками. Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы неполным (показ слайда).
3. Разминка "Я рисую пароход"
"Чудеса со всего света"
В далеких селах, разбросанных по глухим лесам русской равнины, о новостях техники и о событиях в других странах узнавали по изображениям на лубочных картинах. Часто именно из лубочных картинок крестьяне узнавали, как выглядят корабли и пароходы, паровозы и воздушные шары. Особенно остро реагировал лубок на участие армии в военных действиях, иллюстрируя газетные сообщения и стремясь быть актуальным.
Задание 1: Используя технику штриховки, дорисуй корабль, морские волны и раскрась картинку.
Задание 2: Внимательно рассмотри, как изображали техники лубочные мастера, и нарисуй пароход:
Задание 3: Используй свои картинки для волшебной коробки.
4. Выставка детского журнала "Эскиз" (презентационный материал)
5. Изготовление "Волшебной коробки"
Чтение инструкционной карты
Вырежьте все отверстия резаком. Дверцу прорежьте не полностью и отогните. | |
Согните коробочку по пунктирным линиям. Склейте боковые стороны детали А. | |
Соберите дно, как показано на схеме. | |
Склейте боковые стороны детали В. Потом приклеивайте дно. | |
Вставьте коробочку В внутрь коробочки А. Можно вставлять разными сторонами, тогда в окошках будут разные человечки. |
Изготовление "Волшебной коробки"
6. Итог урока. Домашнее творческое задание.
Использованная литература:
- Искусство-детям: Волшебные коробочки/ Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ. 2010.
- Искусство-детям: Лубочные картинки/ Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ. 2010.
- Эскиз. Детский журнал об искусстве/Издательский дом "Веселые картинки". №1, 2002 г.