Разработка и практическая реализация занятия: «Использование воды в домашних условиях» в рамках проекта «концепция устойчивого развития в образовательных, учебных учреждениях»

Разделы: Экология


Вплоть до эпохи Нового времени человечество жило в постоянной вынужденной зависимости от сил природы. От геолого-климатических факторов зависело главное – выживание homo-sapiens как вида. На уровне мировоззрения подобное состояние человека выражалось в глубоко почтительном отношении к природе. Это и обожествление её сил, свойственное язычеству, и традиционно высокое место, отводимое природе в христианской иерархии бытия, господствовавшей в Средневековье.

Однако в Новое время, человечество, в значительной степени благодаря развитию науки, технологий и общему повышению благосостояния людей, преодолело свою тотальную зависимость от природного фактора. Соответственно сформировался и новый господствующий и по ныне тип мировоззрения – сциентистский, совершенно по новому расставивший приоритеты в системе “человечество-биосфера”. Из объекта обожествления природа превратилась в предмет безжалостной эксплуатации и контроля, со временем породив глобальнейшую проблему современности – экологический кризис.

Смеем предположить, что успешное решение этой проблемы может быть только комплексным. Экономические и правовые способы решения окажутся не эффективными, если не будет учтен “мировоззренческий” фактор. Именно усилия направленные на развитие иного, “экологического” мировоззрения, на наш взгляд, должны быть приоритетными, особенно у нас в России. И, безусловно, система образования в непосредственные функции которой входит и воспитательная функции, должна стать прочным базисом для формирования и развития мировоззрения ориентированного на бережное и чуткое отношение к биосфере.

Предлагаемый нами опытно-экспериментальный проект “Использование воды в домашних условиях” своей главной целью ставил именно формирование экологического мышления. Данная разработка носит универсальный характер, так как может быть реализована как в рамках классно-урочной так и во внеклассной форме обучения, может быть применима к ряду учебных дисциплин как естественно-научного так и гуманитарного профиля. Рекомендуемый возраст учащихся с 4 по 9й класс.

Данный проект был представлен в рамках методического дня школы “Внедрение инновационных технологий, форм и методов, соответствующих концептуальным идеям модернизации образования в учебно-познавательный процесс” в форме открытого внеклассного мероприятия.

Данная проектная деятельность носила практико-ориентированный характер. В ходе исследования был проведен ряд опытов по изучению объемов потребления воды в домашних условиях: до начала эксперимента и после окончания эксперимента. Проводилось наблюдение по учету объемов потребления воды в двух направлениях в течении трех суток в праздничные дни (с учетом повышенного водопотребления: генеральная уборка, приготовление праздничного стола и т.д.) в частном секторе при отсутствии водоснабжения и в городской квартире без приборов учета.

В результате проведенного опыта наблюдается тенденция к изменению мировоззрения для устойчивого развития учащихся; в частности развития эмоционально-ценностного и действенно-практических составляющих; уровень экологического мышления детей кардинально изменился в позитивную сторону. В конце эксперимента дети выработали рекомендации по потреблению воды в домашних условиях. По результатам проведенного исследования проведен круглый стол, на котором ребята представили свои рекомендации по экономии воды: “Экономим воду, изменяя привычки” и “Экономим воду, поддерживая сантехнику в порядке”. Учащимися подготовлен и защищен на круглом столе буклет по теме опыта, который представлен к обсуждению в городской детский экологический совет при “Детском эколого-биологическом центре” для решения вопроса о возможности тиражирования и использования в информационно-агитационных целях.

Данная проектная деятельность носила практико-ориентированный характер, учащиеся проводили исследование на предмет выявления объемов водопотребления., что нашло отражение в исследовательский работах, по результатам которых уч-цы 6 “б” класса Анохина Анна и Карелин Анастасия стали лауреатами на научно-практической конференции “Сохранение природного и культурного наследия” в рамках регионального фестиваля “Белая береза” и региональной открытой научно-практической конференции “Всемирный день охраны окружающей среды”

В результате проведенного опыта наблюдается тенденция к изменению мировоззрения для устойчивого развития учащихся; в частности развития эмоционально-ценностного и действенно-практических составляющих; уровень экологического мышления детей кардинально изменился в позитивную сторону.

Номинация “Экологическое образование”

КРУГЛЫЙ СТОЛ “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ”

Цель: изучить индивидуальное потребление воды в течении 3-х дней; проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по экономии воды в быту.

Объект изучения: потребление пресной воды в быту.

Оборудование: бумага, ручки, фломастеры, ватман, калькулятор, скотч, интерактивная доска для демонстрации информационных материалов

Структура “круглого стола”:

Подготовительный этап:

Класс делится на научно-исследовательские лаборатории. В течение трех суток учащиеся ведут учет водопотребления в семье. Исследование с целью выявлению возможных способов экономии водопотребления ведут в двух направлениях: а) частный сектор; б) благоустроенная квартира.

Перед занятием столы расставляются в форме круга. На столах разложены бумага, ручки, фломастеры, ватман, калькулятор, скотч.

Готовится интерактивная доска для демонстрации информационных материалов.

Сообщение учителем темы и цели круглого стола. (Слайд № 1 “Тема, цель, оборудование”)

Этап реализации занятия:

Актуализация темы.

Учитель: “Вода…. Удивительное, парадоксальное, загадочное, непостижимое. Нет числа эпитетов, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество, благодаря которому, сформировалась наша планета и все живое на ней.

Скажите, пожалуйста, мы с Вами можем прожить без воды? А растения? Животные?

Какие высказывания великих людей о воде вы помните?

  • “Вода стоит особняком в истории нашей планеты” (В.И. Вернадский)
  • “Вода дороже золота…” (Антуан де Сент-Экзюпери)
  • “Жизнь – есть одушевленная вода” (Э. Дюбуа)
  • “Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле” (Леонардо да Винчи)
  • “Вода – первоначало всего” (Фалес Милетский)

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизни. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете… (Антуан де Сент-Экзюпери). (Слайд № 2 “Высказывания великих людей”)

Учитель: Вода – это наиболее часто встречающееся вещество. Какой процент всей поверхности Земли покрыт водой?

Примерно 80 процентов всей поверхности земли покрыто водой. Если все мировые запасы воды взять за 100 процентов, то 97 процентов – соленая вода (моря и океаны), 2 процента – замерзшая вода, и только 1 процент – пресная вода. (Слайд №3 “Мировые запасы воды”)

Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а ее потребление постепенно растет. (Слайд № 3 “Мировые запасы воды”)

Учитель: Где пресная вода используется? (Демонстрация слайда № 4 “Расход пресной воды”). Пресную воду используют в сельском хозяйстве, в промышленности и в быту. Отходы, образуемые в каждом секторе потребления, попадают в пресные водоемы, тем самым, загрязняя их и сокращая объем чистой питьевой воды до 0,3 процентов. ПОЭТОМУ ПРОБЛЕМА ЧИСТОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ СТАНОВИТСЯ НАИБОЛЕЕ ОСТРОЙ И АКТУАЛЬНОЙ!!! (Слайд № 4 “Расход пресной воды”)

Учитель: Всемирная организация здравоохранения объявила это десятилетие – десятилетием воды.

22 февраля 1993 года Генеральная ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем воды!

Цель этого праздника: привлечь внимание жителей планеты к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов. (Слайд № 5 “Всемирный день воды”)

Пути и способы решения проблемы (беседа с учащимися):

Учитель: Давайте вспомним цель, которую мы с вами поставили?

Ученики: Изучить потребление воды в доме и дать рекомендации по экономии воды.

Учитель: В каких направлениях вы проводили исследования?

Ученики: Исследование с целью выявлению возможных способов экономии водопотребления проводились в двух направлениях: а) частный сектор; б) благоустроенная квартира.

Учитель: Познакомьте нас, пожалуйста, с результатами ваших исследований.

(Слайд №8 “б Таблица учета водопотребления в семье”)

Ученики докладывают о полученных результатах:

Для благоустроенной квартиры:

  1. Средняя семья из 3х человек за сутки потребляет для своих нужд примерно 1278 литров воды.
  2. В среднем 1 человек в семье расходует: V-426 л/чел в день.

Для частного сектора:

  1. Средняя семья из 3х человек за сутки потребляет для своих нужд примерно 612 литров воды.
  2. В среднем 1 человек в семье использует: V-204 л/чел в день.

Учитель: Экономно ли вы расходуете воду в своей семье?

Идет обсуждение этого вопроса.

Учитель: Каковы причины нерачительного потребления воды?

Идет обсуждение данного вопроса.

(Слайд №6, №7 “Дополнительная информация”)

Учитель: В процессе нашего мониторинга мы проводили экологическое исследование. Давайте все вместе обсудим его результаты.

(Слайд №9 “Экологическое исследование”)

В конце обсуждения учитель задает вопрос: Изменилось ли у вас отношение к потреблению воды?

(Слайд №10 “Задания для творческих лабораторий”)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческие задания:

  1. Экономим воду, изменив привычки (выработанные рекомендации даны в приложении).
  2. Экономим воду, поддерживая сантехнику в порядке.
  3. Нарисовать плакат на тему “Экономим воду”.
  4. Нарисовать листовку на тему “Экономим воду”.

На выполнение заданий отводиться 10 минут.

Этап подведение итогов:

Учитель: Ребята! Вы очень хорошо поработали и дома и сейчас на занятии! Представьте, пожалуйста, результаты творческих заданий.

Представление работ творческих лабораторий.

Учитель: Подводя итоги я предлагаю нашей редакционной коллегии реализовать все наши предложения в конкретных практических действиях, например:

  1. Создать памятку-листовку на тему “экономим воду”.
  2. Представить рабочий варианта листовки на совет школьной экологической дружины “Спасатели” с целью её утверждения.
  3. Рекомендовать вице-президенту экологической дружины “Спасатели” обратиться с ходатайством к детскому городскому экологическому совету по вопросу тиражирования, утвержденной листовки.

Учитель объявляет конкурс на самый ёмкий и короткий вывод…

“…не лейте зря воды…”

М. Цветаева.

Домашнее задание:

  1. Обсудите в своей семье, какие рекомендации по экономии воды в вашей квартире вы можете дать каждому члену семьи.
  2. Проведите измерения водопотребления через некоторое время, когда в семье установиться сберегающий стиль отношения к воде.

Учитель: Прощаясь, я хочу прочитать вам четверостишие Е. Евтушенко:

… Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Слайд №11 “Стихи”)

Спасибо за внимание!

В дальнейшем в продолжением данного методического занятия будут служить:

  1. Посещение музея ОАО “Омскводоканал”.
  2. Посещение очистных сооружений “Заря 2”, которые обслуживают микрорайон школы.
  3. Участие в тематических акциях “Чистая река – здоровый город”.
  4. Трудовые акции на реке Омь и Иртыш (апрель-октябрь).

В рамках проекта “Реализация концепции устойчивого развития в образовательных учреждениях города Омска” планируется проведение занятий по темам:

  • “Потребление электроэнергии”
  • “Утилизация ТБО”
  • “Использование вторичного сырья, утилизация и минимизация отходов”
  • “Поведение человека и окружающая среда”
  • “Окружающая среда – закон, ответственность”
  • “Решения, которые я принимаю”

Использованная литература:

  • Алексеев С.В., Груздьева Н.В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся. – Самара, 2005. – 304с. (Элективный курс для старшей профильной школы).
  • Шапиро С., Флаерти-Зонис К., Либел Д. Окружающая среда и мировое сообщество. – Новосибирск, 1995 г.
  • Вебстеров К. Жевлакова М.А. Кириллов П.Н. От экологического образования к образованию устойчивого развития. – Спб., 2005 г.

Презентация

Приложение