Урок литературного чтения «В.Драгунский "Он живой и светится"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения.

Задачи:

Образовательная:

  • учить понимать и чувствовать язык произведения;
  • формировать читательские умения при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение литературоведческой пропедевтики.

Развивающая:

  • развивать умение ориентироваться в тексте, анализировать эмоциональное состояние героев, давать им характеристику;
  • развивать интерес к чтению художественной литературы;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.

Воспитательная:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся;
  • воспитывать взаимопонимание и уважения к родным.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний. (2 мин.)
  3. Сообщение темы урока. (1 мин.)
  4. Закрепление материала. (Ф.М) (25–2 мин.)
  5. Итог урока. (4 мин.)

Ход урока.

Презентация.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.

Все ли правильно сидят? (Да.)

Все ль внимательно глядят? (Д.а)

Каждый хочет получать только лишь отметку 5 .

2. Актуализация опорных знаний.

Урок чтения. Мы продолжаем работу по разделу: “Бывает и так” (дети читают хором).

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми.)

– На прошлом уроке мы познакомились с одним из таких произведений, которое называется … (“Он живой и светится”).

Сегодня на уроке мы продолжим работать с данным произведением . (Слайд 1)

– Ой, ребята. Я забыла в названии темы урока указать автора произведения. Нужно срочно исправить. Напомните, кто автор произведения “ Он живой и светится”? (Виктор Драгунский.) Правильно ли вы ответили, узнаем после того, как выполнят учащиеся 1 группы работу у доски.

Слайд№2. Работа слабых учеников. (Собирают фамилию автора. На рабочей доске 2 группа оставляет портрет В.Драгунского. Проверка.(сильным ученикам дополнительный текст.)

В это время работа с классом.

– Что вы знаете о писателе? (Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады веселые юмористические рассказы, написал 90 рассказов.)

3. Сообщение темы урока.

Тема урока: В. Драгунский “Он живой и светится”.

Поставим перед собой задачи: (Будем учиться работать с текстом, давать характеристику героям, рассуждать о прочитанном произведении, развивать устную речь).

Сформулируем цель урока: “Совершенствование навыка выразительного осознанного чтения”. (Слайд 3)

Работа с литературными терминами.

Чтобы реализовать задачи урока, мы по ходу урока будем называть приемы, которые использует автор, чтобы описать главного героя. (В ходе урока заполняются столбики таблицы: 1. Характеристика героя. 2. Приемы.)

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.)

– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?

– А этот рассказ? (Смешной и немножко грустный.)

– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? (Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения.)

4. Закрепление материала.

– Какие черты характера присущи главному герою? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание рассказа и заполним кроссворд.

(Слайд 4) Кроссворд. (Дать зачитать вопросы кроссворда слабым ученикам.)

1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.) (Сколько ему лет? Дошкольник – 5–6 лет.) О какой черте характера Дениски это говорит? (Наивный.)

2. В какое время суток происходили события? (Вечер.) (Выборочное чтение.)

Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Многоточие.) О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)

3. Назовите друга Дениски. (Мишка.) Как это произошло? (Чтение диалога.)

Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент. (Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)

– Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.) (Чтение по ролям без слов автора.)

– Почему нам было смешно? (Потому ,что Мишка очень хотел себе забрать самосвал любым способом. Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речь такие выражения, которые при разговоре употребляют дети.) Попробуйте найти необычные слова, с которыми мы встретились в диалоге. (Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”. Это построение фраз. Например, Драгунский часто повторяет одни и те же слова: “и я”.Длинные предложения.)

– На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)

А с чем вы могли бы сравнить светлячка? (Фонарик, лампочка.)

Как на самом деле выглядит светлячок? (Энциклопедия.)

В Японии на рисовых полях вполне обычны личинки водяного светлячка. Живут они в воде или мокром иле и по ночам хорошо заметны из-за яркого голубого свечения. Эти личинки очень полезны тем, что поедают моллюсков. 
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Обладают светящимся органом как самцы, так и самки светлячков. Более того, светятся, хотя и гораздо слабее, личинки, куколки, и даже отложенные этими жуками яички. Наш наиболее обычный большой светляк известен еще под названием “Иванов червячок”. Такое название получила самка этого вида, имеющая удлиненное бескрылое тело. Самцы Иванова червячка – маленькие (около 1 см.) бурые жучки с хорошо развитыми крыльями. У них тоже есть органы свечении, но заметить их обычно можно, только взяв насекомое в руки.

Ф/М. (Слайд 5) Возьмем светлячка в ладоши и передадим его соседу, чтобы он тоже смог на него посмотреть.

Найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? (Описание светлячка из учебника.) Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк?(Как автор называет светлячка? (Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.) Работа слабых детей по карточке. Дифференциация по степени помощи.

Прочитай. Подчеркни слова , в которых автор называет по другому светлячка.
1 …Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка….
2 ..И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку…
3 – Да, сказала она, это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?..

– Почему мама назвала светлячка “ червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.) Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию.

(Загадочная, уверенная.) Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? (Сравнение.)

– Что главное в каждой семье? (Взаимопонимание.) Игра Чехарда. (Методика Базарнова.) (Слайд 6) (Как вы понимаете это слово?)

– Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.

– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? “Счастье, когда тебя понимают”.

– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя.

Характеристика героя.
(Будет портрет Дениски.)
Приемы
Эмоциональный, фантазер, любознательный, наивный, внимательный, наблюдательный.
  1. Герой – рассказчик.
  2. Сравнение.
  3. Особенные слова: добрость, лопнутый.
  4. Многоточие.
  5. Повторение слов: “и я”.

Попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он?

– Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите…..

 Обобщение ответов: Дениска – обычный мальчик, как и каждый из вас, но ,в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие дети – красоту окружающего мира . Этим он отличается от других. Каждый из Вас также по-своему красив и индивидуален.

5. Итог урока. – Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Проверка по тесту. (Слайд 7)

– Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел? Попробуем определить замысел писателя. Что хотел сказать автор читателю? (Учит взаимопониманию между родителями и детьми.) Какой идеей пропитано произведение? (Счастье – это когда тебя понимают.)

– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)

Как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Как хочется, чтобы дети понимали взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.

Если остается время. Обобщение ответов детей: Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне. Как вы думаете кем, когда вырастет, станет Дениска? (Слайд 9) Сообщение – (Драгунский – это писатель – юморист. Когда ему исполнилось 40 лет, он стал отцом. У него родился сын Дениска. Этот сын и явился прототипом главного героя. А позже и сестра Дениски Ксюша стала появляться на страницах рассказов писателя. Литературный Дениска появился через 7 лет после рождения сына в книге “ Он живой и светится”(1961г  – 16 рассказов.) После этого Виктора Драгунского стали называть детским писателем. Став взрослыми, дети сами стали писать рассказы. А девиз, под которым жил отец стал девизом сына.

– Почему автор назвал рассказ “ Он живой и светится”, а не по-другому, например, “Светлячок”. Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.

Как знаки препинания помогли нам понять внутренний мир ребенка? (Восклицательные знаки.) Он живой! (Любовь окружающей природе.) И светится! (Восхищение.)

Обобщение ответов детей:

Да! Дениса любят и понимают самые близкие люди на Земле, его родители, его семья. Ведь семья – это самое важное в жизни человека.

Вы знаете о том, что 2008 год объявлен годом Семьи. Разговор на эту тему мы продолжим с вами в среду. У нас будет классный час, посвященный году Семьи. И мы с вами поговорим о взаимопонимании родителей и детей в ваших семьях. Наш класс – это тоже большая семья, школьная. Значит, поговорим и о наших с вами взаимоотношениях и взаимопонимании.

(На протяжении урока раздаются фишки за правильные ответы.)

Приложение 1.