Тип урока: изучение нового материала.
Технология : проблемно-исследовательская.
Цели и задачи урока: Дать понятие о сущности реакции замещения. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.
Оборудование: прибор для получения газов, Zn, Мg, А1, Сu, Са — металлы, растворы НС1, СиSО4, АgNO3, медная монета.
План урока.
- Повторение опорных знаний.
- Химические реакции
- Признаки химической реакции
- Уравнение реакции.
- Типы химических реакций
- Понятие о реакциях замещения на примере взаимодействия кислот с металлами. Демонстрация взаимодействия металлов с кислотами и выделение водорода.
- Электрохимический ряд напряжений металлов и два его правила. Эксперимент (взаимодействие металлов с кислотами).
- Схема эксперимента и выводы из опыта.
- Доказательство через уравнения реакций.
- Выполнение упражнений для закрепления полученных знаний.
- Домашнее задание.
Ход урока
1 этап урока – подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта.
Ставятся вопросы для уточнения содержания основных понятий.
- Дайте определение химическим реакциям
- По каким признакам мы определяем, что процесс относится к химическим?
- что называют уравнением химической реакции?
- Какие типы реакций вам известны?
2 этап урока – проблемно-поисковый.
Сегодня мы познакомимся еще с одним типом реакций. Попробуем научиться предсказывать продукты химических реакций. Для этого повторим опыт лорда Генри Кавендиша (получение водорода Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2).
В результате данной реакции выделяется водород.
Вопрос. Почему я собираю этот газ в перевернутую вверх дном пробирку? (если у ребят возникают затруднения поясняем способ собирания газа)
Подносим пробирку к пламени спиртовки. Раздается “лающий” звук. Закрываем газоотводную трубку и через 5 -10 с подносим к пламени раздается легкий хлопок. Почему мы наблюдаем разные результаты? (версии учащихся).
Объяснение проверки водорода на чистому. Правила техники безопасности выполнения эксперимента.
Запишем уравнение реакции:
Zn + HCl = H2 +…
Кроме водорода будут ли другие продукты реакции?
Проведем следующий опыт: На предметное стекло поместим каплю раствора из пробирки-реактора, выпариваем, на стекле белое пятно – это соль ZnCl2.Учащему, предлагается дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Следовательно, из исходных простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное. Определение реакции замещения (записываем в тетрадь). Предлагается записать уравнение реакции магния с соляной кислотой, и более сложный вариант: алюминия с серной кислотой.
Вопрос. А любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой?
Демонстрация: в четырех пробирках находится соляная кислота. В первую опускаем Ca, вторую – Mg, третью – Zn, четвертую – Cu. Почему выделение водорода происходит с разной скоростью, а в четвертой пробирке не выделяется вообще? Для ответа можно воспользоваться еще одной узаконенной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжения металлов ( его можно также назвать рядом активности металлов).
Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет (записываем в тетрадь).
Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Ca, Мg, А1 давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Сu нет (она после Н). Этот ряд имеет и еще одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:
если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-е правило ряда напряжений) (записываем в тетрадь).
Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:
СиSО4 + Fе = FеSО4 + Сu
По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):
2А1 + ЗСuС12 = 2А1С13 + ЗСu
Необходимо показать, что здесь положение металла до или после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:
Сu + 2АgNО3 = 2Аg + Сu(NО3)2
Серебро на медной монетке получается неэффектное — темный налет, но если его натереть мягкой тряпочкой — монета заблестит, она стала посеребренной.
Учащиеся формулируют выводы:
1) более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
2) металлы расположенные в ряду напряжения до водорода вытесняют водород из растворов кислот;
3) все рассмотренные реакции относятся к реакциям замещения.
3 этап урока – закрепления изученного материала.
Учащиеся попарно выполняют задания по карточке.
- Напишите уравнения возможных реакций между серной кислотой и металлами: а) Zn, б) Сu, в) Fе, г) Ва.
- Напишите уравнения возможных реакций между сульфатом меди (II) и металлами: а) Аg, б) Zn, в) Mg.
Учащимся выдаются правильные ответы, заранее подготовленные учителем.
Дети проверяют и ставят себе оценку.
Объективно выставленные оценки заносятся в журнал.
4 этап – подведение итогов.
Делается вывод о достижении поставленных целей в результате проведенных исследований учащимися совместно с учителем. Результат – наличие положительного мотива к исследовательской деятельности.
Домашнее задание:§31, упр.2 стр.164.
Литература:
- Сгибнеа Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9 классы. [Текст] / Е.П. Сгибнеа, А.В. Скачков – Ростов, 2002 г.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. [Текст] / – О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова . – М., 2003 г.
- Андрейченко Е.И. Проблемно-поисковая (исследовательская) технология в обучении химии.[Текст] / Е.И. Андрейченко // Химия. Приложения 1 сентября.– 2008 – №16.
- Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: .к учебнику О.С.Габриеляна “Химия.8 класс” .[Текст] / Н.С. Павлова. – М., 2004 г.
- Габриелян О.С. Химия 8 класс .[Текст] / О.С. Габриелян. – М.,2006 г.