Урок химии по теме "Реакции замещения". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тип урока: изучение нового материала.

Технология : проблемно-исследовательская.

Цели и задачи урока: Дать понятие о сущности реакции замещения. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.

Оборудование: прибор для получения газов, Zn, Мg, А1, Сu, Са — металлы, растворы НС1, СиSО4, АgNO3, медная монета.

План урока.

  1. Повторение опорных знаний.
  • Химические реакции
  • Признаки химической реакции
  • Уравнение реакции.
  • Типы химических реакций
  1. Понятие о реакциях замещения на примере взаимодействия кислот с металлами. Демонстрация взаимодействия металлов с кислотами и выделение водорода.
  2. Электрохимический ряд напряжений металлов и два его правила. Эксперимент (взаимодействие металлов с кислотами).
  3. Схема эксперимента и выводы из опыта.
  4. Доказательство через уравнения реакций.
  5. Выполнение упражнений для закрепления полученных знаний.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап урока – подготовка к изучению нового материала,  актуализация знаний и опыта.

Ставятся вопросы для уточнения содержания основных понятий.

  1. Дайте определение химическим реакциям
  2. По каким признакам мы определяем, что процесс относится к химическим?
  3. что называют уравнением химической реакции?
  4. Какие типы реакций вам известны?

2 этап урока – проблемно-поисковый.

Сегодня мы познакомимся еще с одним типом реакций. Попробуем научиться предсказывать продукты химических реакций. Для этого повторим опыт лорда Генри Кавендиша (получение водорода Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2).

В результате данной реакции выделяется водород.

Вопрос. Почему я собираю этот газ в перевернутую вверх дном пробирку? (если у ребят возникают затруднения поясняем способ собирания газа)

Подносим пробирку к пламени спиртовки. Раздается “лающий” звук. Закрываем газоотводную трубку и через 5 -10 с подносим к пламени раздается легкий хлопок. Почему мы наблюдаем разные результаты? (версии учащихся).

Объяснение проверки водорода на чистому. Правила техники безопасности выполнения эксперимента.

Запишем уравнение реакции:

Zn + HCl = H2 +…

Кроме водорода будут ли другие продукты реакции?

Проведем следующий опыт: На предметное стекло поместим каплю раствора из пробирки-реактора, выпариваем, на стекле белое пятно – это соль ZnCl2.Учащему, предлагается дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Следовательно, из исходных простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное. Определение реакции замещения (записываем в тетрадь). Предлагается записать уравнение реакции магния с соляной кислотой, и более сложный вариант: алюминия с серной кислотой.

Вопрос. А любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой?

Демонстрация: в четырех пробирках находится соляная кислота. В первую опускаем Ca, вторую – Mg, третью – Zn, четвертую – Cu. Почему выделение водорода происходит с разной скоростью, а в четвертой пробирке не выделяется вообще? Для ответа можно воспользоваться еще одной узаконенной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжения металлов ( его можно также назвать рядом активности металлов).

Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет (записываем в тетрадь).

Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Ca, Мg, А1 давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Сu нет (она после Н). Этот ряд имеет и еще одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:

если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-е правило ряда напряжений) (записываем в тетрадь).

Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:

СиSО4 + Fе = FеSО4 + Сu

По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):

2А1 + ЗСuС12 = 2А1С13 + ЗСu

Необходимо показать, что здесь положение металла до или после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:

Сu + 2АgNО3 = 2Аg + Сu(NО3)2

Серебро на медной монетке получается неэффектное — темный налет, но если его натереть мягкой тряпочкой — монета заблестит, она стала посеребренной.

Учащиеся формулируют выводы:

1) более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
2) металлы расположенные в ряду напряжения до водорода вытесняют водород из растворов кислот;
3) все рассмотренные реакции относятся к реакциям замещения.

3 этап урока – закрепления изученного материала.

Учащиеся попарно выполняют задания по карточке.

  1. Напишите уравнения возможных реакций между серной кислотой и металлами: а) Zn, б) Сu, в) Fе, г) Ва.
  2. Напишите уравнения возможных реакций между сульфатом меди (II) и металлами: а) Аg, б) Zn, в) Mg.

Учащимся выдаются правильные ответы, заранее подготовленные учителем.

Дети проверяют и ставят себе оценку.

Объективно выставленные оценки заносятся в журнал.

4 этап – подведение итогов.

Делается вывод о достижении поставленных целей в результате проведенных исследований учащимися совместно с учителем. Результат – наличие положительного мотива к исследовательской деятельности.

Домашнее задание:§31, упр.2 стр.164.

Литература:

  1. Сгибнеа Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9 классы. [Текст] / Е.П. Сгибнеа, А.В. Скачков – Ростов, 2002 г.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. [Текст] / – О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова . – М., 2003 г.
  3. Андрейченко Е.И. Проблемно-поисковая (исследовательская) технология в обучении химии.[Текст] / Е.И. Андрейченко // Химия. Приложения 1 сентября.– 2008 – №16.
  4. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: .к учебнику О.С.Габриеляна “Химия.8 класс” .[Текст] / Н.С. Павлова. – М., 2004 г.
  5. Габриелян О.С. Химия 8 класс .[Текст] / О.С. Габриелян. – М.,2006 г.