Урок обществознания по теме "Почему нужно быть терпимым". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  1. Закрепление и систематизация знаний по теме “Межличностные конфликты”.
  2. Развитие критического мышления, логической речи учащихся.
  3. Воспитание культуры отношений среди учащихся.

Задачи:

  1. Повысить уровень знаний учащихся о конфликтных ситуациях через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
  2. Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками.

План урока:

  1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
  2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
  3. Открытый конфликт.
  4. Как победить обиду и установить контакт.

Оборудование: компьютерная презентация “Почему нужно быть терпимым”, рабочий лист для учащихся (приложение№1), учебник Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,  Л.Ф. Иванова Обществознание: 7кл.-М.: Просвещение , 2009., выставка  рисунков на тему “ Конфликт глазами моих одноклассников”, жетоны для тренинга “Шкала мнений”.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее рисуют рисунки на тему “Конфликт глазами моих одноклассников”. Для проведения урока стулья ставятся большим кругом в центре класса, место учителя – равное место в общем круге.

Ход урока

I. Организационный этап.

  1. Приветствие.
  2. Знакомство с правилами круга: никто никого ни к чему не принуждает. Все упражнения выполняются по желанию, каждый выигрывает, когда активно участвует в упражнениях. Все помогают друг другу, чтобы пользу получил каждый.
  3. Раскрытие общей цели урока.

1-й слайд (название темы “Почему нужно быть терпимым”)

Мы продолжаем говорить о межличностных конфликтах и сегодня постараемся ответить на вопрос: почему нужно быть терпимым?

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме.

1. “Шкала мнений”.

Учащиеся выбирают жетоны, отражающие их предпочтения по следующему вопросу:

Конфликт — это: 1) плохо (красный); 2) ни хорошо, ни плохо (желтый); 3) хорошо (зеленый).

Подведение итогов: в начале занятия в классе существуют следующие мнения; большинство считает, что...

2. Беседа по вопросам

-Что такое конфликт? (2-ой слайд – понятие)

– Сколько ступеней обычно он проходит в своем развитии?(3-й слайд – ступени конфликта)

III. Закрепление знаний.

1. Выявление ситуации как конфликтной.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. (4-й слайд – причины конфликта) Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт.

    • Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

    • А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

    • Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет(различные представления о правилах или нормах поведения).

Что еще может лежать в основе конфликта? (противоположные желания и интересы; смысловые барьеры в общении).

2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианты поведения. (5-й слайд – варианты поведения в конфликтной ситуации)

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.

    • Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

    • А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

    • В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

    • Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

3. Игра “Острый конфликт”

В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары задаётся карточкой, выбираемой участниками.

Все остальные учащиеся — наблюдатели и эксперты. Их задача — определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара.

Ситуация: “Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учительница передала через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них получит вопросы от учительницы). Тот, кто получил вопросы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку, В результате класс к зачёту не готов. Учительница решила наказать виновных, предложив им самим решить, кто больше виноват.

На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) интеграция (совместные усилия для преодоления конфликта).

После небольшой подготовки (3 минуты) каждая пара по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта”. [1]

(Физминутка во время подготовки игровой ситуации).

Обсуждение итогов:

– Как вы считаете, какую стратегию поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая?

Вопросы участникам:

– Что вы чувствовали при выполнении задания? Какая стратегия вам кажется наилучшей и почему?

4. Варианты выхода из конфликта.

Даже самый затяжной конфликт заканчивается рано или поздно. И тогда наступает последняя стадия – разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным.

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие.(6-й слайд)

    • “Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс”
    • “С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
    • “Что хочу, то и ворочу”. (подчинение сильному)
    • “Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

5. Учимся устанавливать контакты.

Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Как правило, остается обида. Как победить обиду?

Ситуация предлагается общая, а как поступить в этой ситуации, предлагает каждый по очереди.

Ситуация. “Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды? (Высказываются все учащиеся по кругу, учитель свою позицию предъявляет последним.)” [1]

Обсуждение итогов:

– Какие варианты решения проблемы, как победить обиду, предлагались чаще других?

– Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?

Обида – это проблема не того, кто обидел, т.к. он уже решил свои проблемы. А того, кто обиделся и ему “больно” от этого. Поэтому необходимо выговорить свою обиду. Надо научиться говорить о своих чувствах, но при этом нельзя обвинять человека. Надо уметь прощать.

IV. Подведение итогов урока.

– Почему же нужно быть терпимым? (за нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно…)

“Шкала мнений” (Упражнение повторяет то, что происходило в начале занятия.)

– Кто изменил мнение о конфликте? Что повлияло на изменение?

При разрешении конфликта мы получаем опыт общения, учимся прощать, проявлять волю, становимся добрее, терпимее.

“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. Конфуций (слайд 7-й)

V. Домашнее задание.

Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя” с.54, задание 4 из рубрики “В классе и дома” с.55. (слайд 8-й)

Список литературы

Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс – М.: Просвещение,2010, – 128 с.

Презентация

Приложение