Цели урока:
- Закрепление и систематизация знаний по теме “Межличностные конфликты”.
- Развитие критического мышления, логической речи учащихся.
- Воспитание культуры отношений среди учащихся.
Задачи:
- Повысить уровень знаний учащихся о конфликтных ситуациях через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
- Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками.
План урока:
- Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
- Варианты поведения в конфликтной ситуации.
- Открытый конфликт.
- Как победить обиду и установить контакт.
Оборудование: компьютерная презентация “Почему нужно быть терпимым”, рабочий лист для учащихся (приложение№1), учебник Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова Обществознание: 7кл.-М.: Просвещение , 2009., выставка рисунков на тему “ Конфликт глазами моих одноклассников”, жетоны для тренинга “Шкала мнений”.
Предварительная подготовка: учащиеся заранее рисуют рисунки на тему “Конфликт глазами моих одноклассников”. Для проведения урока стулья ставятся большим кругом в центре класса, место учителя – равное место в общем круге.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Приветствие.
- Знакомство с правилами круга: никто никого ни к чему не принуждает. Все упражнения выполняются по желанию, каждый выигрывает, когда активно участвует в упражнениях. Все помогают друг другу, чтобы пользу получил каждый.
- Раскрытие общей цели урока.
1-й слайд (название темы “Почему нужно быть терпимым”)
Мы продолжаем говорить о межличностных конфликтах и сегодня постараемся ответить на вопрос: почему нужно быть терпимым?
II.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме.1. “Шкала мнений”.
Учащиеся выбирают жетоны, отражающие их предпочтения по следующему вопросу:
Конфликт — это: 1) плохо (красный); 2) ни хорошо, ни плохо (желтый); 3) хорошо (зеленый).
Подведение итогов: в начале занятия в классе существуют следующие мнения; большинство считает, что...
2. Беседа по вопросам
-Что такое конфликт? (2-ой слайд – понятие)
– Сколько ступеней обычно он проходит в своем развитии?(3-й слайд – ступени конфликта)
III. Закрепление знаний.
1. Выявление ситуации как конфликтной.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. (4-й слайд – причины конфликта) Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт.
- Р.н.с. “Заюшкина избушка”
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
- А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).
Что еще может лежать в основе конфликта? (противоположные желания и интересы; смысловые барьеры в общении).
2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианты поведения. (5-й слайд – варианты поведения в конфликтной ситуации)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.
- Р.н.с. “Заюшкина избушка”
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу
– собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка
лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко
мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от
конфликта. Она выражается в стремлении выйти из
конфликтной ситуации, не разрешая ее).
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение–
приспособление).
- В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается.
Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики
обратились к нему.– Рассуди нас по
справедливости. Кому это яблоко присудишь, так
тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.–
Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и
потому каждый из вас должен яблоко получить...–
Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и
Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и
пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия
компромисса позволяет урегулировать
разногласия через взаимные уступки.)
Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
3. Игра “Острый конфликт”
В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары задаётся карточкой, выбираемой участниками.
Все остальные учащиеся — наблюдатели и эксперты. Их задача — определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара.
Ситуация: “Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учительница передала через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них получит вопросы от учительницы). Тот, кто получил вопросы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку, В результате класс к зачёту не готов. Учительница решила наказать виновных, предложив им самим решить, кто больше виноват.
На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) интеграция (совместные усилия для преодоления конфликта).
После небольшой подготовки (3 минуты) каждая пара по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта”. [1]
(Физминутка во время подготовки игровой ситуации).
Обсуждение итогов:
– Как вы считаете, какую стратегию поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая?
Вопросы участникам:
– Что вы чувствовали при выполнении задания? Какая стратегия вам кажется наилучшей и почему?
4. Варианты выхода из конфликта.
Даже самый затяжной конфликт заканчивается рано или поздно. И тогда наступает последняя стадия – разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным.
Перед вами пословицы и поговорки с одной
стороны, и четыре варианта исхода конфликта с
другой стороны. Найдите соответствие.(6-й слайд)
5. Учимся устанавливать контакты.
Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Как правило, остается обида. Как победить обиду?
Ситуация предлагается общая, а как поступить в этой ситуации, предлагает каждый по очереди.
Ситуация. “Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды? (Высказываются все учащиеся по кругу, учитель свою позицию предъявляет последним.)” [1]
Обсуждение итогов:
– Какие варианты решения проблемы, как победить обиду, предлагались чаще других?
– Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?
Обида – это проблема не того, кто обидел, т.к. он уже решил свои проблемы. А того, кто обиделся и ему “больно” от этого. Поэтому необходимо выговорить свою обиду. Надо научиться говорить о своих чувствах, но при этом нельзя обвинять человека. Надо уметь прощать.
IV. Подведение итогов урока.
– Почему же нужно быть терпимым? (за нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно…)
“Шкала мнений” (Упражнение повторяет то, что происходило в начале занятия.)
– Кто изменил мнение о конфликте? Что повлияло на изменение?
При разрешении конфликта мы получаем опыт общения, учимся прощать, проявлять волю, становимся добрее, терпимее.
“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. Конфуций (слайд 7-й)
V. Домашнее задание.
Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя” с.54, задание 4 из рубрики “В классе и дома” с.55. (слайд 8-й)
Список литературы
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс – М.: Просвещение,2010, – 128 с.